Иран продолжает сокращать свои обязательства в рамках СВПД в ответ на действия США

Крушение соглашений

Иран продолжает сокращать свои обязательства в рамках Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по ядерной программе. В воскресенье «ядерная сделка» с Тегераном прекратила существование. Договор, гарантами которого стали Россия, Британия, Китай, Франция и Германия, нарушен в одном из своих ключевых положений — с 7 июля Тегеран объявил о повышении уровня обогащения урана с 3,7 до 5 процентов. Весьма вероятно, что это далеко не последнее сокращение обязательств по договоренностям, на которое собирается пойти Тегеран.

Фото AP

Действия Ирана являются ответом на односторонний выход США из СВПД и новую серию санкций со стороны Вашингтона. Исламская республика действует в соответствии с буквой договора, который допускает прекращение обязательств Ирана в случае нарушения договоренностей и введения повторных санкций любым другим участником. Действия США вполне подпадают под эту норму.

Руководство Ирана подчеркивает, что не хочет разрыва договоренностей, однако неспособность других участников сделки вернуть ситуацию в нормальное русло вынуждает предпринимать ответные действия. СВПД был принят в формате 5+1 (пять постоянных членов Совбеза ООН и Германия), однако после выхода из сделки США он де-факто трансформировался в 4+1. Без США сделка, по сути, теряет свой смысл. Учитывая, что вся мировая финансовая система завязана на американский доллар и контролируемые Вашингтоном инструменты и регуляторы, такие как SWIFT, американские санкции парализуют всю внешнеторговую деятельность Ирана, а использование тех или иных теневых схем ставит под удар любых контрагентов Тегерана. Именно поэтому оставшаяся пятерка гарантов ядерной сделки демонстрирует полную беспомощность, несмотря на все призывы Исламской республики.

Санкции и разрыв СВПД стали асимметричным ответом США на фактическое поражение в иракской и сирийской кампаниях, в результате которых в выигрыше оказался как раз Иран. Формирование лояльного Тегерану «шиитского пояса», протянувшегося через весь Ближний Восток к восточному Средиземноморью, стало новой геополитической реальностью, весьма неприятной как для США, так и для их союзников в регионе — Саудовской Аравии и Израиля. Ситуация может оказаться для них еще более безрадостной, если в результате продолжающегося в Омане гражданского конфликта там победят поддерживаемые Ираном хуситы. Это может привести к тому, что Тегеран получит доступ к Аденскому заливу — «горлу» Красного моря, что, в свою очередь, повлияет на все нефтяные потоки в регионе.

Очевидно, осознание этой опасности и вызвало ту агрессивную антииранскую риторику, к которой прибегает Трамп с момента своего воцарения в Белом доме. Однако вопреки воинственному имиджу Трамп не склонен к силовым решениям, предпочитая реальным войнам войны экономические. Собственно, к этому Белый дом вынуждает не какое-то особое миролюбие, а вся предыстория крайне неудачных для США ближневосточных военных конфликтов начала XXI века. Учитывая, что в отличие от силовых экономические козыри по-прежнему на руках США, Иран не мог не стать жертвой очередной экономической обструкции. Повод нашелся самый подходящий — заключенный при администрации Обамы СВПД, который Вашингтон с легкостью разорвал, даже особо не заботясь об аргументации.

Естественно, что удар по экономике Ирана должен способствовать и ослаблению его геополитических позиций в регионе. Расчет делается на то, что, оказавшись в удавке санкций, Тегеран не будет иметь ресурсов для проведения масштабных геополитических операций и будет вынужден откатиться назад с занимаемых им рубежей.

Что может противопоставить этому Тегеран? Опять же, ему придется отвечать асимметрично. Не имея возможностей тягаться с Вашингтоном на экономическом поле и не получая внятной поддержки со стороны оставшейся пятерки гарантов ядерной сделки, Иран обречен заняться реальным возобновлением своей ядерной программы. Ведь, как показывает опыт, в этом мире по-настоящему готовы считаться только с ядерными державами, и недавняя история взаимоотношений США и КНДР убеждает именно в этом. Вся логика действий Вашингтона подталкивает Исламскую республику к мысли, что только ядерный щит способен защитить ее от бесконечного прессинга и заставить считаться с собственными интересами.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter