Крупные торговые сети хитрят с покупателем

ферале этого года, напомним, проблемы малого бизнеса обсуждали его представители на встрече с Премьер-министром Михаилом Мясниковичем, а продолжили конструктивный разговор в марте, на семинаре в Лиде, уже с участием заместителя Премьер-министра Петра Прокоповича. Как бизнес может оздоровить экономику всей страны, чем опасны торговые сети и по каким правилам играют банки, рассказал сопредседатель Союза юридических лиц «Республиканская конфедерация предпринимательства» Виктор МАРГЕЛОВ.

Новые требования к работе белорусских индивидуальных предпринимателей, по указу Президента, вступят в силу 1 июля.

ферале этого года, напомним, проблемы малого бизнеса обсуждали его представители на встрече с Премьер-министром Михаилом Мясниковичем, а продолжили конструктивный разговор в марте, на семинаре в Лиде, уже с участием заместителя Премьер-министра Петра Прокоповича. Как бизнес может оздоровить экономику всей страны, чем опасны торговые сети и по каким правилам играют банки, рассказал сопредседатель Союза юридических лиц «Республиканская конфедерация предпринимательства» Виктор МАРГЕЛОВ.



 

— Виктор Егорович, в каком состоянии малый бизнес?

—  В первой тройке проблем — вопрос и о равных правах хозяйствования. Особенно в сфере торговли. Буквально за несколько последних лет доля малого бизнеса на рынках сократилась с 38 до 18 процентов.
— Может быть, это, наоборот, переход на более современные формы торговли?
— Рынки сначала  обеспечивают нас товарами первой необходимости, более доступного сегмента. А бутики — это уже расцвет потребительства.

— Но есть и более демократичные супермаркеты…

— Эта демократичность создается не за счет усилий торговли, а за счет денег покупателя, только хитрым образом. Классический пример, когда крупные торговые сети у завода «Крыница» требуют 45 процентов скидки и плюс еще 15 процентов бонуса. Остальным предприятиям «Крыница», естественно, не дает такую скидку. В итоге в маленьком магазине, который накрутил только 20 процентов, эта продукция все равно будет дороже, чем в гипермаркете, который накрутил на ней все 40 процентов. Чем это обернется? Закрытием не выдержавших конкуренцию малых торговых предприятий. А значит, в дальнейшем «Крынице» некому будет поставлять свою продукцию по нормальной для завода цене.

— Как выйти из этой ситуации?

— Гипермаркеты нужно грамотно расставить по углам. Во всем мире они находятся, как правило, за пределами кольцевой дороги. В городе может быть сколько угодно маленьких магазинчиков, но строго определенное количество супер- и гипермаркетов. У нас же складывается впечатление, что никто не просчитывал, чем отзовется открытие нового гипермаркета.

— Но ведь прежде чем открыться, они согласовывают это с местной властью…

— У чиновников свое видение. У них есть план по вливанию иностранных инвестиций в экономику города. Плюс план по открытию новых торговых площадей. На этом фоне приходит к нему инвестор и говорит: а давай откроем гипер, и ты решишь сразу две проблемы. Им приходится закрыть глаза на то, что из-за этого исчезнет пара мелких торговых предприятий, не выдержавших конкуренцию. Кстати, если малый бизнес захочет строить магазин, то ему придется купить на аукционе за сумасшедшие деньги землю, а гипермаркету земля предоставляется бесплатно. Потому что он стратегический инвестор и вливает в экономику больше 10 миллионов долларов. Но выполнение таких краткосрочных, а не стратегических планов потом нам аукнется другими неприятными процессами. Ведь эти 10 миллионов нам одолжили из-за границы под проценты, при этом мы развалили свои торговые объекты на миллион. Плюс они предлагают в основном импортный товар. Наши производители смогут поставить им свою продукцию только на очень унизительных условиях. К слову, на днях продавец в одном из новых сетевых гипермаркетов мне гордо, как будто это достоинство объекта, заявила: «Мы не торгуем белорусским товаром, если вы не заметили».

— Что делать, чтобы снять остроту проблемы?

— Должны быть выстроены правила взаимоотношений между малой, средней и крупной формой торговли. Сейчас мы уже не можем закрыть лишние гипермаркеты, но можем отрегулировать режим их работы, как это делают в других странах. Например, в воскресенье — выходной или работают в будни только до 8—9 часов вечера. Таким образом, каждый сможет получить свою прибыль.

— В июле в Беларуси вступает в силу антимонопольный закон и новый закон о торговле. Вы уже знакомы с этими документами. Виктор Егорович, как, на ваш взгляд, они изменят ситуацию в торговле и малом бизнесе?

— Определенно, ситуация улучшится. Но пока рано судить, достаточно ли будет этих изменений для дальнейшего развития.

— Что нужно для развития малого бизнеса?

— Во-первых, на рынке должна просматриваться для него какая-то ниша. Во-вторых, нужно обеспечить необходимые ресурсы — финансовые и кадровые. Никто не говорит, что малый бизнес должен сидеть и ждать подачек. Часть проблем он в состоянии решить сам. Но в стране должно быть создано правовое поле. Пока же у нас ситуация такая, что финансовые структуры попросту захватили рынок. По итогам прошлого года, по нашим подсчетам, около 20 процентов ВВП собрали банки. При том, что нормальным считается, если этот показатель не превышает 5 процентов. Проще говоря, деньги ушли назад в банки, и бизнесу особо нечего зарабатывать. Банкиры ценность своего ресурса завышают в 2—3 раза и говорят, что это экономические реалии.

Тот, кто трудится, должен достигать больших результатов, чем тот, кто просто отложил деньги. У нас сейчас депозиты под 45 процентов, а рентабельность промышленности 7 процентов. То есть, если я вложу свои деньги в бизнес, в производство, буду пахать от зари до зари, я получу лишь 7 процентов. При этом я еще рискую разориться. Но если я положу свои деньги на депозит, получу 45 процентов, причем под гарантию государства. Где справедливость? Мы попросту растим слой паразитов, которые не хотят работать…

Яна МИЦКЕВИЧ, «СГ»
Фото Павла ЧУЙКО, «СГ»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter