Какое продолжение имел конфуз в популярном спортивном клубе

Круговорот воды в бассейне

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ. В плавательный бассейн втекает 4.000 литров воды, а вытекает 4.010 литров! Вопрос: есть ли совесть у посетителей? Этот старый анекдот вызывает улыбку много лет и, надо полагать, будет актуальным еще долго. Сегодня мы разберем не анекдотичную ситуацию, а вполне реальную. Возникла она в одном столичном и весьма популярном физкультурно-оздоровительном центре. Не имеет принципиального значения, в каком именно, потому что это может случиться везде. Ибо человек, особенно маленький, не всегда отвечает за свое поведение.

pixabay.com

ДАНО. Бассейн в спортивно-оздоровительном заведении. Не государственной формы собственности. В нашем случае — это общество с ограниченной ответственностью. В начале июля 2019 года в семейном бассейне ООО случился физиологический конфуз. Семилетний малыш не сдержался. По большому счету не сдержался... Это заметила одна из мам, чей ребенок купался рядом. Эвакуация произошла быстро: детей и родителей попросили выйти из воды. 

Что происходило дальше, установить достаточно проблематично. Один из родителей Н. уверен и сегодня, что руководство ООО отнеслось к инциденту «на воде» крайне халатно: да, из бассейна людей вывели, но спустя короткое время в него запустили новую группу. 

Проведя собственное расследование, благо профессия к этому располагала, Н. установил, что воду из злополучного бассейна слили только спустя неделю. А после инцидента в «грязную» лишь добавили хлорсодержащие препараты. Чтобы доказать вину хозяев центра, он обратился в правоохранительные органы, Министерство здравоохранения, городской центр гигиены и эпидемиологии и в газету. Мы сделали свой анализ.

АНАЛИЗ. За свою жизнь человек выпивает 35 тонн воды. Одному миллиарду людей на нашей планете безопасная вода недоступна. Поэтому неудивительно, что за последние 50 лет в мире произошло 507 конфликтов, связанных с доступом к воде. 21 закончился военными действиями. События, которые развернулись между недовольным отцом и руководством центра, военными точно назвать нельзя, но ресурсов ушло немало. В виде потраченного как личного, так и производственного времени на выяснение обстоятельств. Итак, отец ребенка, регулярно посещающего этот бассейн, утверждает, что долгое время дети и их родители плавали в невесть чем «обогащенной» воде. Вместо того чтобы, как требуют санитарные правила, слить воду и провести дезинфекцию, в июле 2019 года здесь ограничились гиперхлорированием. Причем даже последнее проведено с нарушением: не было выдержано время, необходимое для нейтрализации вредных паров. Все это, по мнению заявителя, обусловлено либо безразличием, либо банальной жадностью. Ведь тогда пришлось бы не только потратить деньги на новую воду, но и отменить ряд сеансов. Такое отношение к клиентам, по мнению Н., имеет свое объяснение. Он уверен, что хозяева ООО ловко используют нюансы в законодательстве. «Почему, — задает он вопрос, — в детских садах и школах бассейны находятся под жесточайшим контролем, а в негосударственных бассейнах мы должны полагаться на совесть бизнесменов? Получается, что в садах наши дети защищены, а выходя за их пределы и отправляясь в другие бассейны, уже рискуют здоровьем? Налицо перекос в подходах!» 

АСИММЕТРИЯ НЕРАВЕНСТВ. Действительно, если изучить нормативные документы для бассейнов различной формы собственности, то можно обнаружить некое различие в области контроля. К бассейнам в детских садах, поликлиниках, школах и гимназиях ОБЯЗАТЕЛЬНЫ к применению санитарные правила, утвержденные Минздравом. Малейшее отклонение от норм строго наказывается. Но вот когда дело касается бассейнов частной формы собственности, то этот же документ уже носит РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ характер, по сути — необязательный. Отсюда и вытекает, как утверждает наш заявитель: «Безнаказанность и вседозволенность. Хозяева бассейнов, используя определенные пробелы в законодательстве, делают что хотят! Для них санитарные правила не закон». С вопросом, есть ли перекосы в данном деле и действительно ли в частных бассейнах нет контроля со стороны санитарных служб, мы обратились в ГУ «Минский городской центр гигиены и эпидемиологии». 

Вот что нам рассказала заместитель главного врача учреждения Светлана Ермак: «Перекоса никакого нет. Да, в садах и школах санитарные правила обязательны и жестче, но дело здесь в том, что в большинстве своем бассейны в этих учреждениях строились давно, они небольшие по размеру и, главное, имеют проточную систему. И здесь требования действительно более строгие, ведь в них не используется хлор. 

Поэтому там требуется более частый слив воды и более тщательный контроль. И поэтому наш контроль там строже. Сегодня с каждым днем все больше и больше строится бассейнов с более современной системой. Системой рециркулярного типа, когда вода идет по замкнутому циклу: проходит через фильтры, обратно возвращается и в определенное время периодически обеззараживается необходимым количеством хлорсодержащего препарата. Поэтому сравнивать бассейны проточной системы в детских садиках с более современными бассейнами с рециркулярной системой некорректно. Настоящих санитарных норм и правил достаточно, если их выполнять. И они выполняются. Если говорить о бассейне, на который пожаловался заявитель, то были подняты все документы за время его функционирования. А это, между прочим, 15 лет. Мы не обнаружили ни одного случая заболевания, связанного с нарушением санитарных норм и правил. И в целом в Минске нет такой проблемы. А если бы они были, мы бы об этом точно знали. Ведь у нас круглосуточно работает диспетчерская, куда поступает вся информация из инфекционных стационаров города».

АКСИОМА ВЫБОРА. Итак, санитарные службы города, если и имели претензии к бассейну, где в июле случился конфуз, то скоро вопросы были сняты администрацией заведения: недостатки в ведении документации устранены, планы мероприятий в случае чрезвычайных ситуаций разработаны, необходимое контрольное оборудование докуплено, вода проверяется регулярно и тщательно. Что же тогда не дает спокойно спать нашему заявителю? Чем вызваны его настойчивые жалобы во всевозможные инстанции? Своими предположениями на этот счет делится директор ООО, где случился конфуз: «Ну да, была ситуация, когда ребенок не сдержался в бассейне. Бывает. Но ведь мы выполнили тогда необходимые мероприятия. Наш клиент уверен в обратном. Видеосъемка, к сожалению, в тот день не велась. Но у нас в журнале отмечено, что мы все сделали правильно! (Журнал — обычная общая тетрадь с записями от руки. — Прим. авт.). Но человек ничего не хочет слушать и жалуется во все инстанции уже несколько месяцев. Если у нас так плохо, то почему он по-прежнему ходит к нам в бассейн? И если у него есть доказательства нашей вины, то почему он не идет с ними в суд? Скажу откровенно, я считаю, что это сведение личных счетов. И тем не менее мы говорим спасибо нашему недовольному клиенту! Ведь благодаря ему мы выявили наши отдельные болевые точки в работе. И устранили их. И еще я бы хотела сказать два слова о том, что санитарные правила для нас носят рекомендательный характер и мы на них не обращаем внимания. Это ложь и чушь! Ведь народ сегодня умный и голосует кошельком. У нас огромное количество клиентов, и они довольны! Была бы вода грязная или, например, непорядок в раздевалках, имели бы мы такую популярность? Конечно, нет! За время нашего существования нас посетили более 50.000 человек, а сегодня у нас почти 5.000 человек ходит по абонементам. Поэтому санитарные правила и нормы для нас — это документ наиважнейший и обязательный к выполнению. Не выполнять, что называется, себе дороже».

СУХОЙ ОСТАТОК. Настоящая история при всей анекдотичности ее происхождения так и не смогла вывести на чистую воду заявителя и администрацию бассейна. Каждая сторона твердо стоит на своем и уверена в своей правоте. Но это «мокрое дело» вряд ли однажды будет вынесено на судебные прения. И доказательств маловато, и результат будет незначительным. Максимум, что, возможно, получит победитель, — это возмещение морального ущерба. Но в любом случае эта история пролила свет на жизнь городских бассейнов. И показала, что можно не только спать спокойно, но и плавать на здоровье. Что касается санитарных норм, то есть повод на них посмотреть более современным взглядом. Бассейны с проточной системой воды и необходимыми при них хлораторщиками (есть еще такая профессия. — Прим. авт.) скоро растворятся в прошлом. На смену им придут — и уже активно приходят — бассейны с рециркулярной системой, позволяющей сливать воду один раз в год. Вода при этом отнюдь не хуже, чем проточная. 
Если однажды вам покажется, что в бассейне что-то нечисто, поделитесь сомнениями с сотрудниками центра гигиены и эпидемиологии. В короткое время специалисты выедут на место и наведут порядок.
usachev@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter