За последний год экспорт Минлесхоза уменьшился почти на $10 млн

Кругляк без добавленной стоимости

По сравнению с прошлым годом экспорт Минлесхоза «просел» почти на $10 млн
Лес — наше богатство. И это не риторика. Лесной фонд страны насчитывает около 9,5 миллиона гектаров. На каждого из нас приходится 180 кубических метров древесного запаса. Цифры впечатляют — в два с половиной раза выше мирового уровня. Вот только собственные сырьевые ресурсы используются далеко не полностью. За восемь месяцев Минлесхоз экспортировал продукции на сумму более 90 миллионов долларов. Казалось бы, неплохо, но по сравнению с прошлым годом «просели» почти на 10 миллионов.



В этом году лесная отрасль республики взяла, так сказать, на вооружение финскую модель развития. Лесное хозяйство Суоми дает 4,1 процента ВВП — самый высокий в Европе показатель. На этот сектор приходится 20 процентов промышленного производства. Примерно такая же доля лесной продукции и в финском экспорте. Увы, у нас  эти показатели куда скромнее.

В Суоми до проведения рубки главного пользования проводят две коммерческие рубки. При этом продается древесина в основном на корню, а ее заготовкой занимается покупатель. Мы валим лес планово, в соответствии с лесоустроительным проектом. Увы, без учета рыночного спроса на древесину.

Конечно, в чистом виде мы не можем просто взять и перенести то, как работают в Финляндии, на наши реалии. Необходимо учитывать ситуацию. И одним из барьеров стала деревообработка. У финнов практически нет проблем с реализацией своей продукции. Причем востребован не только пиловочник, но и мелкотоварная древесина, порубочные остатки, даже пни. Здесь стопроцентная глубина переработки. У нас 65—70 процентов.

Зачем экспортировать так называемый кругляк вместо готовой продукции? Ведь получить можно не копейки — солидную прибыль. К финской модели ведения лесного хозяйства и организации переработки мы приспособимся, но далеко не сразу. Впрочем, это признает и глава Минлесхоза Михаил Амельянович. Процесс трансформации займет не один год.

Вопросы совершенствования деятельности в сфере лесного хозяйства рассматривались в первой декаде марта и у Президента. Он считает, что сроки должны быть конкретными, сжатыми. Растягивать на длительное время наведение порядка — это полное безобразие.

Со следующего года в Беларуси начнет действовать запрет на экспорт необработанной древесины, такая норма прописана в президентском Указе № 211. Ожидается, что это не только позволит рационально использовать ресурсы, но и поможет отрасли больше зарабатывать. Проблема, однако, в том, что переработать все заготовленное наши предприятия не в состоянии, констатировал на недавней пресс-конференции Михаил Амельянович.

Глава ведомства подсчитал, что даже после того, как Минлесхоз удовлетворит все заявки на древесину, почти две тысячи кубометров останутся невостребованными. Что с ними делать, может решить только Глава государства. Так требует указ.

— Мы уже направили письмо Президенту с просьбой разрешить нам отправить на экспорт имеющиеся свободные ресурсы. Пока решение не принято. Но мы бы не хотели терять валютную выручку, — объяснил ситуацию министр.

О том, куда девать весь объем заготовленной древесины, болит голова не только у Минлесхоза, но и у Правительства. Задача Совмина — до конца года принять меры по загрузке действующих и созданию новых мощностей по обработке сырья с высокой добавленной стоимостью.

Ввод новых мощностей на девяти деревообрабатывающих предприятиях позволит увеличить объемы товарной продукции в 2,5 раза. Кругляк за 30—40 долларов — это одно, а древесная плита за 120—150 — уже другое. В ней и большая добавленная стоимость, и поступления в бюджет, и зарплаты работников, рабочие места. С куба древесины можно иметь доход и в 500—1000 долларов, но для этого надо делать мебель, доводить глубину переработки до 100 процентов.

На днях на открытии Международной специализированной выставки-ярмарки «Мебель-2016» заместитель Премьер-министра Владимир Семашко сказал, что строительство мебельных фабрик целесообразно на уже действующих предприятиях деревообработки. В пример он привел ОАО «Ивацевичдрев». На проект плиточного производства здесь ушло около 150 миллионов евро. Чтобы построить там фабрику по выпуску мебели, понадобится 25—30 миллионов.

Несомненно, в связи с активным развитием лесопереработки ситуация изменится. Выход на проектные мощности реконструируемых предприятий, введение новых производств позволит отказаться от закупки импортного картона и целлюлозы, некоторых видов мебели. Но это в ближайшем будущем. Пока приходится жить днем сегодняшним.

Фото joyreactor.cc
shevko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter