Круги от воспитания

Недавно американка китайского происхождения Эми Чау ввела в обиход новое понятие — «мама–тигрица»...

Недавно американка китайского происхождения Эми Чау ввела в обиход новое понятие — «мама–тигрица». Профессор Йельского университета, которую папа называл «мусором» всякий раз, когда она плохо себя вела или приносила плохие оценки из школы, написала книгу о воспитании детей. Прежде всего собственных, но с проекцией на всех — как надо воспитывать, чтобы дети добились успеха. Вознамерившись сотворить знаменитую скрипачку из своей дочери Лулу, она заставляла ее с утра до вечера заниматься музыкой — без перерыва на обед. Мама–тигрица желаемого добилась: в 11 лет Лулу выступала на сцене «Карнеги–холла».


Откровения мамы–тигрицы в Америке вызвали бурю эмоций, на нее ополчились если не все мамы страны, то очень многие: «Она лишает детей детства!» Эми Чау все эти крики, стенания и почти рыдания парирует железобетонным аргументом: меня, мол, родители воспитывали именно так, и посмотрите, где я сейчас — профессор в Йеле! И добавляет с ехидцей: «А чем могут похвастаться ваши 11–летние дети?» И в качестве последнего, непробиваемого аргумента: в Китае так воспитывают всех!


Профессор права в Йеле — это, несомненно, впечатляет. И выступление в «Карнеги–холле» — тоже. Да и насчет всех китайских детей — правда. Впрочем, не только китайских. Когда моя подруга перечислила внешкольную нагрузку своего 9–летнего сына, я только подивилась: теннис, бассейн, изостудия, музыкальная школа. Когда я робко спросила: «А не много ли?», она ответила: «Что ты! Так это у меня машина, а сколько мам я знаю, у которых и машины нет, а они своих детей гораздо больше занимают, и мотаются по всему городу, и все успевают». Заготовленный аргумент насчет «счастливого детства» застрял в горле. К тому же я часто бываю в этой семье и точно могу сказать, что в отличие от китайских мам–тигриц моя подруга совсем не зверь, насчет «Карнеги–холла» не обольщается, чемпиона по плаванию не растит, счастливого детства Сашку не лишает. И цель всей этой активности совсем иная: вырастить гармонично развитую личность. Чтобы добро и с кулаками, и с художественным восприятием мира: подрастет — сам решит, что ему нравится больше. Сегодня — рисовать. Пару лет назад больше всего ему нравилось карате. Но сегодня карате в его расписании нет — в мире так много всего интересного, нужно попробовать как можно больше.


Китайские мамы в отличие от многих наших твердо нацелены на успех. В обществе, где культ образования пестовался тысячелетиями, главное мерило детского успеха — школьные оценки, потом — поступление в престижный вуз, потом — высокооплачиваемая работа. Сейчас, когда вузов стало много и их выпускники — больше не штучный товар, найти работу становится все труднее. Но пока это ничего не меняет. Алгоритм «высокие оценки — несомненный жизненный успех» остается непоколебимым. Культ семьи опять же: родителей нельзя подвести, их ожидания надо оправдать.


Если спросить мою маму или мою подругу, маму гармонично развивающегося Саши, о том, какими бы они хотели видеть своих детей, я уверена, что они (как и большинство белорусских мам) скажут: здоровыми и счастливыми. А уж будут ли они успешными, будут ли мелькать их лица в телевизоре, а сами они выступать в лучших концертных залах или произносить речи с высоких трибун — дело второе. Если будут — что ж, прекрасно, главное, чтобы это приносило им радость. Китайского родителя такой ход мыслей повергнет в шок. Их даже не убедит, что Исаак Ньютон, давший миру теорию гравитации и законы движения, в школе был весьма посредственным учеником. Томаса Эдисона, изобретателя электрической лампочки и электростанции, фонографа и кинокамеры, школьные учителя считали не очень умным, он ушел из школы, едва ему исполнилось восемь. Президент США Авраам Линкольн провел на школьной скамье всего пять лет. Английский писатель и драматург Бернард Шоу ушел из школы, потому что она слишком напоминала ему тюрьму. Самый любимый британский премьер–министр Уинстон Черчилль учился весьма посредственно. Один из самых богатых людей планеты, основатель компании «Майкрософт», Билл Гейтс не окончил колледж. Основатель компании Apple и соавтор культовых iPhone и iPad Стив Джобс тоже не получил высшего образования. Знаменитого режиссера и продюсера, создающего неизменные кинохиты, Стивена Спилберга из–за низких оценок не приняли в университет Южной Калифорнии. Высшее образование ему удалось получить только 35 лет спустя (однако настойчив). Новозеландский режиссер Питер Джексон, подаривший нам «Властелина колец», сам ушел из университета, потому что не хотел тратить время на «какую–то ерунду», а хотел снимать фильмы.


Одаренность и характер куда важнее хороших оценок. Здоровых и счастливых нам всем детей!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter