Генпрокуратура провела проверку и выяснила важные подробности летней аварии в Минске

Круги на воде

В июне Минск столкнулся с серьезной проблемой. На несколько дней жители трех районов самого крупного города страны остались без воды. Фотографии людей, стоящих в очереди за водой, которую подвозили водовозы, быстро заполонили социальные сети. Было сложно представить подобную техногенную аварию в развитом Минске. 


Чуть позже горожане стали самоорганизовываться, привозя воду из одного района в другой, договариваясь об этом в социальных сетях. Все это время Минск находился в своеобразном информационном вакууме. Информация о том, что же на самом деле произошло и можно ли пить грязную и плохо пахнущую воду, которая шла из крана, была размыта и непонятна. А через время краны и вовсе были перекрыты. Без воды остались не только 750 тысяч человек, но и медицинские, социальные учреждения, а также стратегически важные объекты. Как такое могло произойти и почему ситуация решалась так медленно? 

Стратегический ресурс

Следственный комитет сегодня расследует уголовное дело, возбужденное по факту аварии на водопроводе, которая и привела к этой сложной ситуации. В то же время свою отдельную проверку провела Генеральная прокуратура. Ее задача состояла, подчеркивает Андрей Мальцев, начальник управления по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов, в понимании проблемы функционирования столичной системы водоснабжения и почему последствия аварии не были своевременно минимизированы, насколько эффективно и качественно в этот сложный момент сработали городские службы. Ведь такая ситуация не должна повториться больше ни в одном городе нашей страны.

Санитарно-эпидемиологическая служба должна регулярно отслеживать качество воды, которая поступает в квартиры.

Вопрос ответственности

В Генпрокуратуре уверены: к подобной ситуации городское хозяйство в полной мере готово не было. Это одна из причин, почему первое время аварию в общем-то отказывались признавать проблемой. 

А проблема действительно была. Вопрос питьевого снабжения в таком мегаполисе, как Минск, стратегически важный. «В течение суток городские власти в принципе не смогли ничего толком объяснить населению. Это говорит о том, что они просто не знали, что сказать», — отмечает Мальцев. 

Прокуроры не устанавливали причины аварии. На месте, где она случилась, работали следователи и эксперты, которым предстоит найти доказательства и установить виновных. «Мы выясняли причины и условия, которые позволили этой серьезной аварии создать столько проблем жителям города, определили, что же должны были делать специальные службы и какие меры должны были принять», — уточняет Мальцев. В результате прокурорской проверки стало понятно, что в тот сложный момент ни Минскводоканал, ни санитарно-эпидемиологическая служба Минска не сработали так, как должны были: оперативно, четко и на упреждение. Какие вопросы возникли у прокуроров? Мальцев перечисляет: «Население не было предупреждено о необходимости введения запрета на употребление воды из крана в качестве питьевой воды. Специалисты санитарно-эпидемиологической службы Минска не соблюдали регламенты отбирания проб. В документах этого ведомства система водоснабжения не относилась к приоритетным отраслям. Это означает, что вопрос качества воды стоял далеко не на первом месте. В то же время водоснабжение населения относится к высоким группам риска с точки зрения национальной безопасности». 

В Генеральной прокуратуре рассказали, что за допущенные нарушения виновных должностных лиц привлекли к ответственности, в Минске сменился главный санитарный врач, назначен новый руководитель Минскводоканала. Но это не все. 

По инициативе Генеральной прокуратуры был разработан план мер по минимизации последствий аварий систем водоснабжения в будущем. «Он включает в себя несколько пунктов, — рассказывает Мальцев, — в том числе план взаимодействия городских хозяйств с санитарно-эпидемиологическими службами, план проверочных мероприятий по качеству воды. Также разработана система мероприятий по извещению населения». 

Человеческий фактор 

Авария с водой показала еще одну уязвимость. По мнению прокуроров, в экстренной ситуации не все смогли на себя взять смелость и признать ситуацию чрезвычайной. «Санитарно-эпидемиологическая служба, видя, что к потребителям поступает вода ненадлежащего качества, должна была сказать: стоп, воду пить нельзя. Вместо этого службы не смогли разобрать, где чья компетенция. И пока решали, кто именно даст команду закрыть кран, загрязненная жидкость расползлась по водопроводным сетям города», — говорит Мальцев. 

Еще один важный момент, на который обратили внимание прокуроры, — обеспечение населения альтернативными источниками водоснабжения. «Мы задались вопросом: хватает ли на случай чрезвычайных ситуаций у нас водовозов. Оказалось, их крайне мало. На момент аварии было всего три», — рассказывают специалисты. Стоит отметить, что после проведенной проверки городские власти этот вопрос решили. Теперь водовозов в достатке. 

«Выработан комплекс мер, который позволит в будущем оперативно решать подобные проблемы», — говорит Мальцев. По его словам, ответственные службы во время разбора ситуации были не меньше прокуроров заинтересованы в том, чтобы такое больше никогда не повторилось. «Нужно понимать, что аварий избежать невозможно. Усталость металла, сварные швы, человеческий фактор — это все есть в нашей жизни. Но городские службы должны быть готовы к подобной ситуации. Приведу пример Министерства обороны, которое всегда держит войска в постоянной готовности, проводя учения. Тот же принцип может быть распространен и для коммунальных служб». 

Информация, выявленная в ходе проверки, была разослана во все облисполкомы. Мальцев говорит, что все города на примере Минска теперь должны примерить ситуацию на себя и посмотреть, готовы ли они к подобному развитию ситуации.

КСТАТИ

Расследование уголовного дела по факту поступления некачественной воды в квартиры минчан Следственный комитет возбудил еще в июне. В деле фигурирует 428 статья Уголовного кодекса — «Служебная халатность». «Следователи отрабатывают различные версии, — рассказала официальный представитель Следственного комитета Юлия Гончарова. — Проведено множество осмотров, получены результаты экспертных исследований, в том числе по пробам воды, допрошены работники различных учреждений, минчане». Проведение следственных действий и мероприятий по уголовному делу продолжается.

isaenok@sb.by 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter