Круги на воде

Почему белорусский ОСВОД не хочет вступать в ряды МЧС?

Почему ОСВОД не хочет вступать в ряды МЧС?

Новость о передаче части функций ОСВОДа в МЧС прозвучала в августе во время совместной коллегии МЧС Беларуси и России. Министр по ЧС Владимир Ващенко заявил тогда: «Вопрос изучается. Безопасность на воде должна быть обеспечена на более высоком уровне, нежели есть сегодня. Поэтому опыт России нам будет очень полезен». Информацию подхватили и растиражировали как свершившийся факт, хотя министр честно сказал, что вариант пока изучается. «Р» решила поинтересоваться, какие настроения в свете возможного присоединения царят сегодня в ОСВОДе. Председатель Республиканского государственно-общественного объединения Анатолий ГОЛУБ любезно согласился поделиться своими мыслями по этому поводу.

— Я с уважением отношусь к работе МЧС, но большой пользы общему делу в этом объединении не вижу. И вопрос тут не в личных амбициях. В соответствии с Указом Президента № 298 от 2004 года наши уставные задачи обозначены очень четко. Это спасение и охрана жизни людей в районах действия спасательных станций и постов, организация разъяснительной работы среди населения и обучение его приемам оказания первой помощи терпящим бедствие на воде. Скромно замечу: с этими задачами мы сегодня справляемся. Вот лишь некоторые цифры. Суммарное число утонувших в 2006—2010 годах на 800 человек меньше, чем за аналогичный период с 2001-го по 2005-й. В акватории наших спасательных станций и постов за последние 5 лет и 8 месяцев зарегистрировано всего 12 утоплений, при этом мы спасли 4058 человек и предупредили 27 000 несчастных случаев. Показательно, что за 9 лет вдвое сократилась гибель несовершеннолетних на водоемах страны. И еще один факт: с начала года на воде в стране погибло гораздо меньше людей, чем, скажем, на дорогах в ДТП. А теперь ответьте на вопрос: если завтра ГАИ волевым решением присоединить к МЧС, что, число аварий резко пойдет на убыль? Очень сомневаюсь. Даже самые сильные в финансовом плане спасательные службы мира не в состоянии предотвратить случайные утопления вне охраняемых мест.

— Анатолий Иосифович, что показывает опыт совместной работы МЧС и ОСВОДа в России?

— Не поленился и сделал письменные запросы областным подразделениям российского ВОСВОДа. Получившаяся картинка далеко не так однозначна, как кому-то хотелось бы видеть. Этой «совместной работы» попросту нет. Например, в Московской области 32 водолазно-спасательные станции принадлежат Мособлпожспасу и 8 — ВОСВОДу. В Ивановской из восьми лишь три имеют отношение к МЧС. А, скажем, в Свердловской и Кемеровской областях вообще ни одной… В Украине сложилась куда более напряженная обстановка. В целом ряде областей еще в начале 1990-х имущество Товарищества спасания на водах принудительно передали местным администрациям. Сегодня эти филиалы обнищали и окончательно разорились — спасать людей в целых регионах летом некому. Вот что написал в своем ответе мой украинский коллега Николай Конотопец: «Передать службу МЧС? Зачем разрушать то, что проверено временем и сотнями спасенных жизней. Ведь у МЧС другие задачи, и, выполняя их, они лишь поднимают трупы из воды…» Замечу: у наших южных соседей ни одна спасательная станция не передана в ведение МЧС. Хотя попытки были.

— Что в таком случае теряет ОСВОД от присоединения к Министерству по чрезвычайным ситуациям?

— Ну, положим, вырвать из состава ОСВОДа и присоединить к МЧС Гос­инспекцию по маломерным судам и нашу водолазно-спасательную службу можно быстро и относительно безболезненно. Но как быть с 1,2 тысячи штатных работников 66 станций и 102 спасательных постов, я не знаю. Что погоны они не наденут, так это точно: ведь никакой законодательной базы на этот случай в республике нет. А значит, не решены принципиальные профессиональные вопросы: сколько платить специалистам и когда отправлять их на пенсию по выслуге лет? Что мы теряем как организация? В первую очередь около 500 000 членов ОСВОДа. Во-вторых, полтора миллиарда ежегодных членских взносов, большая часть которых направляется на профилактическую работу. И, наконец, около 6 млрд. рублей, полученных за счет выполнения подводно-технических работ. Кроме того, мы можем потерять одно из старейших обществ в стране — в 2012 году ОСВОДу исполнится 140 лет.

Бывший премьер-министр Сергей Сидорский, изучив результаты нашей работы и выслушав мнение заинтересованных госорганов, согласился с тем, что объединять две структуры нецелесообразно. Это было 11 июня 2010 года. Очень бы хотелось узнать, что такого случилось за прошедшие 14 месяцев.

-----------------------------------

Кстати

Сегодня в Беларуси 6 республиканских государственно-общественных объединений.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter