Круги капитального бедствия

Жители дома 5 лет выясняют, будут его сносить или ремонтировать

В Минске жители двухэтажки пять лет выясняют, будут ли их дом сносить или ремонтировать

В бывшем военном городке микрорайона Масюковщина найдутся дома и постарше того, что значится под номером 55 по улице Лынькова. Но у этой 12-квартирной двухэтажки есть один интересный штрих в биографии — почти шестьдесят лет назад ее строили солдаты дисциплинарного батальона. Есть их вина или нет, но то, что техническое состояние этого дома похуже даже тех соседних, что появились в начале тридцатых, — факт. В первый раз в программу капитального ремонта Лынькова, 55 поставили еще в 2005-м. Но к работам так и не приступили — оказалось, что это обойдется дороже строительства нового дома. Прошло пять лет. За это время проект пытались удешевить, поднимали вопрос о переселении жителей, а потом снова ставили дом в план на капремонт. Так собирать чемоданы и заказывать грузовую машину или и дальше надеяться на ремонт? И когда, наконец, в судьбу дома и его обитателей внесут ясность? С такими вопросами жильцы обратились в «Р».

Антонина Шварцева получила ордер на квартиру в 1963 году. Тогда дом по Лынькова, 55 был обычной коммуналкой: каждому по комнате и одна кухня на несколько семей.

— Я в городке живу с 1951 года, сначала ютились в бараке, а потом перебрались сюда. Хорошо помню, как наш дом строили: какие были материалы в наличии — такие и пускали в ход. А сейчас посмотрите — розетки и карнизы не держатся, межкомнатные двери перекосились и не закрываются. У нас на потолке такие трещины были, что пришлось марлю клеить, на нее обои, а потом белить. Этот дом еще ни разу не ремонтировали, только печное отопление заменили на паровое и крышу подлатали, — рассказывает Антонина Алексеевна. — А еще была история. У нас под полом стало что-то шипеть. Подумали: может, это бомба времен войны? Дом-то давно строили. Вскрыли — а там труба проржавела и вода вырывается наружу.

Квартира Антонины Шварцевой на первом этаже, прямо над ней живет Сергей Олейников. Отношения у них вполне дружеские, даже несмотря на то, что за последние годы сосед сверху затапливал женщину девять раз. Последний акт затопления составлен 8 января 2011-го: «Вверху над окном на стене и на потолке видны мокрые пятна…».

— Иногда у них с потолка капает, прибегают ко мне — а у меня в квартире сухо. Удивляться нечему — трубы ржавые, гнилые, давления воды не выдерживают. А еще посмотрите: в некоторых квартирах наружная электропроводка и газовый трубопровод по стене идет. Разве так положено? — перечисляет проблемные точки Сергей Олейников.

Недовольна своей квартирой и Ольга Синицкая.

— В каждой комнате осел потолок — кажется, что это обои отваливаются, но это плиты перекрытия прогнулись. С потолка капает, в стенах дыры — перечислять проблемы можно бесконечно. Самое неприятное то, что нас держат в подвешенном состоянии: то переселяют, то делают капремонт — и так вот уже пять лет. Начнешь деньги вкладывать: дыры заделывать, трубы менять, окна вставлять — а завтра скажут переселяться. И как быть?

Пенять на коммунальщиков за то, что они своим невниманием довели дом до неприглядного состояния, несправедливо. Большую часть своей «жизни» двухэтажка обслуживалась так называемой КЭЧ, военной квартирно-эксплуатационной частью, и на баланс ЖЭС перешла сравнительно недавно.

Проект на ремонт дома разработали еще в 2003 году, но оказалось, что его стоимость превышает предельную норму затрат на капитальный ремонт. Это дело не ускорило, а как раз наоборот. Но так как на тот момент физический износ здания составлял 62 процента, в 2005-м дом по Лынькова, 55 все-таки включили в план капремонтов на следующий год. Когда вернулись к проекту, выявился еще один нюанс — для обеспечения жителей горячей водой нужно было делать тепловой пункт. Но глубина закладки фундамента не позволяла пристроить его рядом с домом, а подвала здесь нет. ЖРЭО № 2 Фрунзенского района обратилось в Мингорисполком с просьбой разрешить строительство отдельного здания теплового пункта за счет средств капремонта в границах земельного участка дома. Но оказалось, что общая стоимость работ вырастает до такой суммы, что дешевле построить такой же новый дом, чем ремонтировать старый.

— Дважды на заседания исполкома выносили вопрос о переселении жителей и три раза нас обнадеживали в официальных ответах, что дом ставят на капремонт. Но до сих пор дело с мертвой точки не сдвинулось, — недоумевает Сергей Олейников. — 30 декабря 2010-го нам прислали бумагу и указали новый срок капремонта — четвертый квартал 2011-го. Но верить ли?

Ответ на вопрос ищу в ЖРЭО № 2 Фрунзенского района.

— Единственная причина, по которой сроки начала капремонта несколько раз переносились, — тепловой пункт: мы получали ответ, что строить новое здание для него нецелесообразно, нужно было искать другой выход. Предложили вариант: разместить его в объеме лестничной клетки, но его не согласовало МЧС из-за нарушения норм пожарной безопасности. Сейчас, наконец, получено положительное заключение экспертной комиссии МЧС по вопросу устройства теплового пункта под лестничной клеткой и определен окончательный срок выпуска проектно-сметной документации по капремонту — январь 2011-го. Далее проект пройдет экспертизу, и не позже 4-го квартала этого года мы приступим к работам, — рассказывает Геннадий Трубило, директор ЖРЭО № 2 Фрунзенского района. — Предполагается тепловая модернизация, ремонт кровли, замена окон, инженерного оборудования до первого вентиля, старых газовых колонок на новые, плюс мойка, прочистка и перекладка, где необходимо, вытяжных каналов.

Что касается стен, полов и потолков — эти вопросы коммунальщики будут рассматривать с учетом статьи 51 Жилищного кодекса, в которой говорится, что наниматели и собственники жилых помещений должны производить внутриквартирный ремонт за счет собственных средств.

— Полы, потолки и стены — это собственность гражданина. Полы мы заменим только там, где будет перекладываться трубопровод. Что касается потолков и стен, то это возможно, только если будет техническое заключение. В любом случае, мы еще не раз встретимся с жильцами и согласуем все вопросы, — рассказал Геннадий Трубило.

Хождение по коммунальным кругам для обитателей дома на Лынькова, 55 должно закончиться уже в этом году. Скептики из жильцов сомневаются, оптимисты — надеются. А как оно будет на самом деле — покажет время.

-----------------------------------------

Прямая речь

Эдмунд ГРИШКЕВИЧ, начальник Управления жилищного хозяйства Минжилкомхоза:

— Сейчас больше половины обращений в Министерство ЖКХ связано с эксплуатацией и ремонтом жилого фонда. Это следствие того, что в 90-х годах объемы капремонтов были довольно низкими. Например, если в 1990 году отремонтировали 610 тыс. кв. м жилья, то через шесть лет — всего 180 тыс. кв. м. Только в 2003-м мы достигли уровня 1990 года, стали наращивать объемы и ежегодно прибавлять от 14 до 30 %.

В прошлом году при задании 1263 тыс. кв. м капитально отремонтировано 1378 тыс. кв. м жилья. Планируется, что в 2011-м эта цифра вырастет до 1400 тыс. кв. м, но даже этих темпов недостаточно. Поэтому проектом программы развития ЖКХ на ближайшие пять лет предполагается к 2015 году увеличить объемы капремонтов не менее чем в два раза и достигнуть цифры 3 миллиона кв. м жилья в год.

Значительно увеличились объемы тепловой модернизации зданий, замены лифтов. Если 10 лет назад мы меняли всего около 120—150 лифтов в год, то в 2005-м — 239, 2008-м — 781, 2010-м — 755.

В среднем по республике вышли на нормативные показатели по ремонту кровель. Последние 4 года ежегодно их ремонтируется 2,5 миллиона кв. м, а это 8 % от общего объема эксплуатируемых кровель. Причем на протяжении последних 7 лет применяются более долговечные материалы, чем это было раньше.

-----------------------------------------

Это интересно

В 2010 году на сессии Мингорсовета утвердили задание по капремонту в объеме 504,9 тысячи кв. м, по факту в городе отремонтировано 640 тыс. кв. м домов. К 2020-му коммунальщики намерены выйти на цифру в 1 миллион кв. м жилья в год.

Кстати, в этом году в Минске за­планировано капитально отремонтировать около 700 тыс. кв. м жилых домов.

-----------------------------------------

На снимках: Лынькова, 55 — с виду вполне обычная двухэтажка; жилец Павел ЩЕГЛОВ на фоне трещин в потолке; у Ольги СИНИЦКОЙ много претензий к этому дому.

Фото: Сергей ОЛЕЙНИКОВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter