Котел противоречий на Ближнем Востоке начинает закипать

Кроваво-красная линия

Все началось с уже традиционной эскалации между Израилем и боевиками-исламистами. В минувшую среду бойцы израильского спецназа провели одну из самых крупных за последние годы операций в Дженине на Западном берегу реки Иордан. В ходе боя ликвидированы несколько палестинских боевиков. Пострадали и мирные жители, оказавшиеся на линии огня, в том числе пожилая женщина. В ответ члены группировки «Исламский джихад» произвели в ночь на четверг хаотичные пуски неуправляемых ракет по Ашкелону, а вечером в пятницу боевик ХАМАС убил семь и ранил десять человек в одной из иерусалимских синагог.

Автомобиль ЦАХАЛа на улицах Дженина во время масштабной антитеррористической операции 26 января 2023 года.

Практически одновременно с этим начала накаляться обстановка в Иране. В пятницу утром вооруженный автоматом человек ворвался в посольство Азербайджана и открыл огонь по его сотрудникам. Погиб начальник охраны дипмиссии, еще два человека получили ранения.

Неслучайные случайности

Цепь странных событий продолжила субботняя атака неизвестными беспилотниками-камикадзе военного завода в иранском Исфахане. Один из БПЛА врезался в здание, но не нанес значительного ущерба, два других попались в ловушку для дронов (натянутую металлическую сетку) и достались иранским специалистам в качестве трофеев.
Представители военного ведомства продемонстрировали захваченные дроны. Внешне они похожи на израильские беспилотники, обнаруженные в Ливане в 2019 году, однако сам факт подобия внешнего вида не дает повода прямо обвинить еврейскую державу — нужна тщательная экспертиза.
Однако самым странным в субботней истории стал выбор времени атаки неизвестными пока операторами беспилотников. Буквально в тот же час, как дроны появились над Исфаханом, в Иране произошло землетрясение мощностью 5,9 балла. Ряд СМИ тут же состряпали фейк о том, что на самом деле причиной толчка стал взрыв подземного хранилища боеприпасов, а происходящее не что иное, как старт операции возмездия со стороны Израиля. Однако если загадка необычного совпадения пока остается неразгаданной, то вот слухи о вторжении были легко развеяны.

Цугцванг для Тель-Авива

Целая череда инцидентов с гибелью людей в разных точках и так взрывоопасного региона наводит на мысль, что кто-то снова пытается поджечь фитиль у пороховой бочки.
Привычно многие эксперты кивают на Израиль, извечного соперника Ирана, однако не все так просто. С одной стороны, еврейское государство считает получение Ираном ядерного оружия экзистенциальной угрозой для себя. С другой — Тель-Авив явно не заинтересован в прямом военном столкновении с Ираном, поскольку предполагаемая цена победы слишком высока для Израиля: перспектива столкновения с мощной и фанатично преданной своей стране армией, да еще и обладающей целым рядом прокси-отрядов на огромной территории от Йемена до Афганистана, радовать не может. Поэтому израильтяне придерживаются тактики дальних точечных ударов, ликвидируя ключевых членов ядерной программы и нанося удары проиранским отрядам на территории Сирии и сектора Газа.
Другое дело — США. Их интерес в полноценном конфликте, а не в прокси-войне очевиден. Не зря в последние дни ряд высших чиновников администрации Байдена наведались в регион, в том числе такие фигуры, как директор ЦРУ Уильям Бернс и госсекретарь Энтони Блинкен.
Последний в воскресенье обронил фразу о том, что «возможны любые варианты, чтобы помешать Ирану получить ядерное оружие». Звучит довольно мрачно, особенно с учетом того, что 26 января в Израиле завершились самые масштабные в истории учения ВВС США и еврейского государства Juniper Oak 2023, в которых приняли участие 142 самолета, 100 из них — американские. Изюминкой маневров стало массированное применение носителей ядерного оружия B-52H сразу в количестве семи единиц, что нехарактерно для региона.

Ряд экспертов отмечает, что исходя из отработанных на учениях действий американцы и израильтяне готовились к удару по ядерным объектам Ирана.

Дядя Сэм идет ва-банк

Ирано-израильское открытое столкновение выгодно США по нескольким причинам. Во-первых, это способ серьезно ослабить Тегеран и разрушить ось шиитского сопротивления, при этом переложив весь груз на плечи Израиля. Во-вторых, новая война — это способ заработать немалые деньги. Ведь конфликт с Ираном неизбежно обернется потерями в боевой технике и вооружении, и ЦАХАЛу понадобится срочно их возместить. Причем если в Украину, как правило, поставляется старое оружие, то Тель-Авиву понадобятся сверхсовременные боевые самолеты, ракетные установки и прочие высокотехнологичные образцы, цена которых неизмеримо выше стоимости сотен старых БТР и автомобилей, передаваемых ВСУ.
Иран является важным звеном мирового сопротивления американской гегемонии. Попытки раскачать общество через осенние протесты провалились, хотя на территории страны осталось немалое количество экстремистов: удар по заводу в Исфахане кто-то снял на камеру, будто ожидал теракта, и тут же выложил в сеть.
Учитывая этот факт, можно предположить, что субботняя атака, а также нападение на посольство Азербайджана — это скоординированные действия, за которыми стоят боевики внутри самого Ирана, поддерживаемые и направляемые США. Их цель — дестабилизация общества и государства, дискредитация Тегерана на международной арене. Масштабная операция, воздушная или наземно-воздушная, против исламской республики сейчас выглядит маловероятным вариантом развития событий, однако сбрасывать его со счетов не стоит. Америка, находящаяся на пороге рецессии и уже развязавшая войну в Европе, может решиться на отчаянный шаг и поджечь Ближний Восток.

popov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter