Кровь экономики

Вопрос политологу
Что такое война? Странный вопрос — скажет любой нормальный человек: ясно ведь, что это смерть, разрушения, кровь... Да, это так. Но война также и мощнейший катализатор экономики, она разгоняет «кровь» наиважнейшей индустрии любого развитого государства — военно–промышленного комплекса, активизирует финансистов, подрядчиков и их лоббистов.

Сегодня в очередь выстроились желающие поучаствовать в восстановлении Ливана — в Стокгольме завершилась международная донорская конференция по оказанию помощи этой стране. Понятно, что в большинстве своем и страны, и организации движимы самыми благородными побуждениями. И все же... Напрашиваются и неприятные вопросы, один из наиглавнейших при этом — почему все эти организации не действовали так же активно, когда война только начиналась и чудовищных жертв и разрушений можно было избежать?

Я попросила прокомментировать эту тему политолога–международника, профессора Академии управления при Президенте Валерия МацелЯ.

— Валерий Михайлович! У вас не складывается впечатление, что современные войны активизируют мировую экономику? Вы только посмотрите, сколько западных фирм получат подряды на строительство новых дорог, аэропортов, домов, мостов...

— Я думаю, что пример Ирака и Афганистана однозначно убеждает нас в справедливости народной поговорки «Кому война, а кому мать родна». О коммерческих интересах вице–президента США Дика Чейни в Ираке написаны сотни исследований, а какую головокружительную карьеру сделал бывший консультант американского нефтяного гиганта «Юнокал» Хамид Карзай — нынешний президент Афганистана...

Сегодня в Ливане также многие фирмы получат многомиллионные контракты. Не будем забывать, что страховые компании уже сделали на этой трагедии свой бизнес.

И все же я хотел бы акцентировать внимание на другом, более важном, на мой взгляд, обстоятельстве. Ведь Ливан был цветущей прекрасной страной — ее называли раем Ближнего Востока. Тот ущерб, который ей нанесен, несопоставим ни с какими цифрами. Даже если мировые доноры соберут, как обещают, 1 миллиард долларов, этого мало — ливанские эксперты оценили затраты на восстановление страны в 3,6 млрд. долларов.

— Увы, картину человеческого единения и взаимоподдержки очень часто омрачают факты, когда международная помощь разворовывается, оседает на счетах правящей верхушки. Еще хуже, когда пожертвования, вместо того чтобы попасть к бедным ливанцам, палестинцам, иракцам, идут на террористическую деятельность.

— Согласен. Мы знаем не один пример, когда добрая половина международной помощи, отправляемой в страны Ближнего Востока, оседала в карманах лидеров определенных группировок. Я считаю, что более активную и принципиальную роль тут должна играть ООН. И прежде всего эта международная организация должна начать с себя. Известные финансовые скандалы, в которых были замешаны ооновские сотрудники, наводят на мысль, что не все в порядке даже в этой авторитетной организации.

Что же касается помощи, то правительство Ливана ясно продемонстрировало на стокгольмской конференции, что рассчитывает на все ее виды со стороны международного сообщества. Кстати, приглашение ливанских детей на оздоровление в Беларусь — это одна из реальных инициатив в русле выступления Президента Александра Лукашенко на юбилейном саммите ООН. Мы готовы участвовать в гуманитарных проектах вместе с профильными ооновскими комитетами, укрепляя таким образом престиж Организации Объединенных Наций в глазах всего мирового сообщества.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter