Кровь экономики в сердце Евразии

О контроле над Евразийским континентом

Неконтролируемые события на Арабском Востоке заставляют по-новому взглянуть на Центральную Азию с ее огромными, но еще недостаточно освоенными природными ресурсами. Туркменистан, Казахстан, Узбекистан - сегодня эти государства как завидные невесты, на руку и приданое которых стоит очередь из женихов. Збигнев Бжезинский в своей "Великой шахматной доске" писал: кто контролирует Евразию - тот владеет миром. А для контроля над Евразийским континентом необходимо обосноваться в его центре. Уж не знаю, вынашивают ли мировые игроки такие глобальные планы, кажется, интересы у них более прозаические, однако игра действительно ведется по-крупному. Пока Россия и Соединенные Штаты меряются военными базами, Брюссель налаживает разрушенное им же прямое сообщение с Ташкентом и Ашгабатом, китайцы же просто привязывают к себе Центральную Азию трубопроводами...


В Европарламенте на днях прошли любопытные дебаты по отношениям с Ашгабатом и Ташкентом. Должны были заслушать правозащитников. Туркменских еще послушали, а на узбекских, как сообщает "Дойче велле", времени уже не хватило. Приоритеты сейчас у ЕС другие.


Брюссель в последнее время резко активизировал отношения с этими странами, которые еще недавно еврочиновники регулярно отчитывали за состояние демократии. Однако все меняется. Тем более на кону такие ценности, как нефть и газ...


Президент Узбекистана Ислам Каримов, который после андижанских событий был подвергнут санкциям со стороны Евросоюза, недавно триумфально побывал в столице ЕС. Параллельно в Туркменистан наведался председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу, агитировал местное руководство за "Набукко".


Россия и Евросоюз никак не могут определиться, какой проект доставки среднеазиатских ресурсов в Европу привлекательнее - "Южный поток" или "Набукко". Причем масштабы "черного" пиара, по-моему, превышают собственно рекламные кампании по продвижению двух трубопроводов. А тем временем китайцы взяли и запустили в рекордно короткие сроки газопровод из Туркменистана.


За последние месяцы в Пекине побывали Ислам Каримов и Нурсултан Назарбаев. Пресса охарактеризовала эти визиты как очень успешные. Поднебесная готова финансировать любые совместные проекты, взамен Казахстан и Узбекистан также пустят свой газ на восток. Таким образом, в ближайшие несколько лет в Центральной Азии будет создана трубопроводная система протяженностью в тысячи километров, завязанная на китайского потребителя.


В советские времена все трубы здесь шли на север, к старшему брату, который затем уже занимался перераспределением среднеазиатских богатств. Бжезинский, который писал свою книгу после распада СССР, охарактеризовал ситуацию так: Средняя Азия - это сосуд с "черным золотом", а Азербайджан - это пробка, которую нужно открыть, чтобы высвободить энергоресурсы. Бывший советник американского президента по нацбезопасности и не предполагал, что маршруты могут быть другие.


Для Беларуси диверсификация поставок энергоносителей, как известно, задача номер один. Для государств Центральной Азии принципиальный вопрос - это прокладка новых путей для доставки своих богатств на международные рынки.


К примеру, Туркменистан в последнее время не только обеспечил себе доступ на китайский рынок, но добился увеличения объемов прокачки в Иран. В прошлом году Тегеран даже опередил Москву по объемам импорта туркменского газа.


Раньше практически весь свободный туркменский газ покупал "Газпром", однако такая монополия в конце концов перестала устраивать Ашгабат, который хотел сам определять цену своего стратегического товара. Разгорелся конфликт, в результате которого Россия вообще перестала закупать "голубое топливо" у "Туркменгаза". Сотрудничество было возобновлено, однако, как говорится в известном анекдоте, осадок остался.


Москва, которая проложила свой "Северный поток" в Балтийском море, противится тому, чтобы Туркменистан и Азербайджан соединил газопровод по дну Каспийского моря (без этой смычки "Набукко" не будет рентабельным, одного азербайджанского газа ему не хватит). Бжезинского еще в начале 90-х беспокоило, что "в Москве есть люди, которые действуют так, будто они предпочитают, чтобы ресурсы региона вообще не разрабатывались, если Россия не в состоянии их всецело контролировать".


Желание Москвы сохранить свое влияние здесь вполне естественно. Понятно, что оно уже никогда не будет таким, каким было в советские времена. Однако Россия по-прежнему остается гроссмейстером на центральноазиатской шахматной доске. Постепенно в регионе складывается баланс интересов - самих центральноазиатских республик, России, Китая, ЕС, США, - который может сослужить хорошую службу для региона, стать залогом его стабильного развития.


Определенные, хотя, конечно, и не глобальные интересы есть в перспективном регионе и у Беларуси, которые она и реализует. Через интеграционные связи (Таможенный союз с Казахстаном) и хорошие двусторонние отношения с Туркменистаном в первую очередь.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter