Кризис женского возраста

Затратные проекты часто обманывают ожидания, а камерные вдруг становятся интересными событиями

Странно, что крупные, затратные, многообещающие проекты часто обманывают ожидания, а камерные, почти случайные вдруг становятся интересными событиями.

Именно так произошло в Минском областном драматическом театре (г. Молодечно), когда там сыграли премьеру спектакля «Маленький мир». За исключением одной мужской роли это абсолютно женский спектакль. Пьеса драматурга Елены Поповой. Постановка заслуженного деятеля искусств России Аллы Полухиной. Четыре яркие женские роли. В довершение всего и тему можно назвать хорошо понятной женской аудитории зрительного зала. И что характерно, без слезливого и унылого мелодраматизма, который так и хочется отыскать суровым современным критикам.

Без конца говорим об отсутствии в театрах спектаклей о сегодняшней жизни. И вот вам пьеса белорусского автора с нравственной идеей искренней взаимопомощи, в которой так нуждается зрительный зал. Это бесхитростный рассказ о четырех однокурсницах, теперь зрелых женщинах, которые внешне живут вполне благополучно. Во всяком случае, не бедно. В деньгах не нуждаются, успешны на работе. Но у них потеря смысла жизни и любви. У каждой есть муж и взрослые дети, которые живут собственной жизнью. Что-то похожее на утверждение Б. Пастернака: «Родительская любовь – любовь без взаимности». А женщине без ответной любви и заботы о ком-то никак нельзя. Для женщины жизнь без этого лишена смысла. И вот в пространстве их маленького мира появляется юноша, который нуждается в опеке.

Дальше разворачивается вполне детективная история с ошибками, путанием следов, открытиями, разочарованиями и благополучным концом. Гендерные проблемы легко отодвигаются на второй план. Маниакальное стремление молодого человека попасть в Тибет, чтобы излечиться от опасной болезни, – всего лишь поворот сюжета. Рядом с ностальгическими воспоминаниями молодости у четырех бывших однокурсниц обостряется и чувство вины. Это повод для того, чтобы что-то пересмотреть и исправить.

Конечно, кто-то в таком произведении может и не увидеть поисков высокого экзистенциального смысла, отсутствие которого рождает пустоту. Это, как говорится, проблема того, кто способен или не способен заглянуть поглубже. Создатели спектакля старались вернуть камерному театру Молодечно камерное произведение с тонким интонированием и без нравоучительных прямолинейных результатов. Минимальные режиссерские и постановочные средства подкреплены точным актерским существованием исполнительниц Елены Рахмангуловой, Людмилы Рощиной, Ирины Камышовой и Ирины Клепацкой.

Режиссер Алла Полухина училась режиссуре у выдающегося российского мастера Георгия Товстоногова, а первую актерскую профессию получила в Минске. Она хорошо знает, как ярче раскрыть текст, чтобы буквально в него вцепиться, следить и слушать. В спектакле «Маленький мир» присутствует владение такими простыми вещами, когда все на сцене видно, слышно, понятно, а внутреннее содержание проблемы простроено. И тогда не надо танцев, пения, сценографических эффектов и эпатажа, чтобы заманить публику в театр.

Каждая из героинь спектакля противостоит судьбе с достоинством, смелостью и юмором. Это современно. Злободневная тема легко перекатывается в зрительный зал и заставляет думать о собственных семьях, о том, что болит. Внутренняя духовная работа всегда подскажет верный выход. Для этого трудится театр.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter