Кризис ужасного жанра

Почему не пугает «страшное кино»?
Почему не пугает «страшное кино»?

Пока телевидение исправно снабжает нас картинами самых настоящих ран и смертей, кинопрокат дополняет видеоряд отборными хоррорами (со времен Хичкока английское слово horror в переводе означает «жуть», а также «фильм ужасов»). 26 апреля на минские и московские киноэкраны вышел последний хит этого жанра — римейк знаменитого классического фильма ужасов «Ночь живых мертвецов» в формате 3D. Но ни накануне, ни в день премьеры ажиотажа, привычного для публики Минска, придирчиво следящей за новинками мирового кинематографа, не наблюдалось. В Москве, говорят, все то же самое... В США «Ночь живых мертвецов» вышла в ограниченном прокате в конце прошлого года. Повторить завидную судьбу своего первоисточника фильму и там не удалось. А на днях в Америке и Канаде с треском провалился новый «ужастик» Квентина Тарантино «Молотильня»... Падение зрительского интереса к ранее прибыльному жанру не на шутку напрягло Голливуд.

Весь современный хоррор так или иначе вышел из снятой Джорджем Ромеро почти 40 лет назад черно–белой «Ночи живых мертвецов». Кстати, сам оригинал неоднократно переснимали. Но трехмерная «Ночь живых мертвецов» Джеффа Бродстрита хоть и заявлена как римейк, формально это скорее сиквел (иными словами, продолжение): действие перенесено из 60–х в наши дни, а события первой «Ночи» преподносятся как стародавняя история — то ли правда, то ли газетная утка. Впрочем, главная приманка последней версии — конечно, 3D–формат. Зомби там грохочут и идут в зал прямо с экрана (как еще недавно какие–нибудь «Дети шпионов»). За всеми этими наворотами из фильма начисто исчез весь социально–политический подтекст оригинального сюжета. Но, в конце концов, это аттракцион, а не будущая «нетленка»...

«Страшное кино» по–голливудски, похоже, действительно изживает себя как жанр. И в данном случае дело не только в творческой беспомощности американской кинофабрики. Экран, залитый кровью, давно никого не пугает. Что ни говорите, а страшная штука — привычка. Стоит посмотреть десяток откровенных «ужастиков» — и все. Никакая сцена насилия не сможет больше ни ужаснуть, ни даже вызвать отвращение. Пугать зрителя с каждым годом становится все сложнее. Социологами доказано: у фанатов фильмов в жанре хоррора возникает точно такая же зависимость, как и у наркоманов, — каждый раз им нужна еще большая «доза» страха. Популярность компьютерных игр, где смерть и кровь — обычное дело, также способствует формированию специфического сознания. Добавьте сюда еще многочисленных маньяков и террористов, ставших благодаря телевизору привычной частью нашей будничной жизни, — и лучше даже не пытаться представлять, в каком мире нам предстоит жить завтра, где убийство перестанет ужасать, перейдя в разряд обыденного.

Сгущаю краски? Возможно. Но теперь даже те психологи, которые практиковали методику избавления своих пациентов от различных фобий, рекомендуя им просмотр «ужастиков» перед сном, называют жанр хоррор самым вредным изобретением человечества. Недавняя бойня в вирджинском университете потрясла весь мир. 23–летний южнокорейский студент отправил на тот свет 32 человека. Любимыми предметами старшекурсника были английский язык и литература, при этом он не скрывал своего увлечения фильмами ужасов, регулярно «украшая» пересказом известных сюжетов свои студенческие эссе. Но окружающие — в том числе и педагоги — не видели в этом ничего особенного... Так или иначе, фильмы, увиденные в детстве, оставляют след в психике человека на всю жизнь. В результате исследований, проведенных университетами Мичигана и Висконсина, выяснилось, что более 90 (!) процентов их студентов было сильно напугано каким–либо фильмом в детстве. Помните, лет 30 назад в советских кинотеатрах шел японский «ужастик» «Легенда о динозавре»? С тех пор я так и не могу решиться зайти в море или озеро глубже чем по пояс, прекрасно осознавая, что никаких динозавров в современных водоемах нет и быть не может. А вот поди ж ты... В конце концов, как утверждают психологи, даже лишний вес напрямую связан с приверженностью к хоррорам, провоцирующим выброс гормона, который, в свою очередь, повышает аппетит...

Так что лично я не стану сочувствовать Голливуду, если он перестанет производить свое «кровавое» кино.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter