Сегодня в Мюнхене открывается Международная конференция по безопасности — важнейшее собрание подобного рода.

Кризис лидерства

Сегодня в Мюнхене открывается Международная конференция по безопасности — важнейшее собрание подобного рода. Никаких решений по итогам, только обсуждения (активные) и дискуссии (острые). Впервые за полвека перед началом конференции издали доклад о ситуации с безопасностью в мире. Название хорошо отражает суть доклада о нынешней непростой ситуации: “Разрушающийся порядок, защитники поневоле?”. 

Именно так — с вопросительным знаком, символизирующим то, что мировые лидеры в растерянности: прозвучавший год назад на этой же конференции крик Эгона Бара (авторитетного человека, ветерана немецкой политики, налаживавшего в свое время канал прямой секретной связи между Генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Брежневым и канцлером ФРГ Вилли Брандтом): “Договоритесь с Россией!” так и остался неуслышанным. Сегодня продолжающие ухудшаться отношения с Москвой и ее вовлеченность в украинский конфликт — главные темы Мюнхенской конференции. 

Здесь соберутся два десятка глав государств и правительств (после четырехлетнего отсутствия приедет канцлер ФРГ Меркель, после визита в Киев заглянут вице-президент США Байден и госсекретарь Керри), несколько сотен министров (в основном иностранных дел и обороны) и руководителей международных организаций (включая нынешнего генсека НАТО и бывшего генсека ООН). В общем, компания, как всегда, соберется внушительная, мозговой штурм обещает быть сильным, но вот насколько результативным — вопрос. 

После того как в 2007 году выступавший здесь Президент Путин произвел фурор, рассказывая о нежелании и невозможности для России жить в однополярном мире, делегация России на конференции неизменно сокращается. В этом году, как и в прошлом, ожидают министра иностранных дел Сергея Лаврова. Но как и в прошлом году, ему здесь будет неуютно — настолько, что еще накануне конференции ходили настойчивые слухи о том, что он не приедет. Еще один российский герой прошлогодней конференции — председатель комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий (удививший тем, что посреди своей речи вдруг заговорил по-французски) — оказался в списках невъездных в ЕС. Как и множество других высокопоставленных российских чиновников. 

Так что поведение России в Мюнхене будут обсуждать, что называется, “за глаза”. Впрочем, это совсем не новость, так даже проще: мало кто возразит (разве только Эгон Бар снова приедет). Вопрос, насколько такое обсуждение будет продуктивным, остается открытым. В прошлом году настроением конференции была уверенность: на сцене Владимир Кличко, за кулисами лидеры Майдана Арсений Яценюк и Олег Тягнибок (“Мы победим!”). Здесь же на сцене тогдашний (из кабинета Януковича) министр иностранных дел Леонид Кожара, выступление которого встречают ледяным молчанием, а речь Владимира Кличко на немецком и раздачу фотографий “Януковичская милиция стреляет в народ” — бурными овациями. Кто из аплодировавших тогда знал, что вскоре в Украине начнется война? А кто ее приближал? В этом году в “президентской дискуссии” среди прочих президентов (Литвы, Эстонии, Болгарии и т. д.) примет участие и Петр Порошенко, чувствующий себя в Европе победителем. 

Уверенности настроению прошлого года добавил и президент ФРГ Йоахим Гаук (тот самый, который заявил 1 сентября в Польше, что за развязывание Второй мировой войны в одинаковой степени виноваты Гитлер и Сталин), заявивший, что несмотря на историческую вину, Германия должна активнее участвовать в урегулировании международных конфликтов, в том числе военными методами. Оказывается, выдавал желаемое за действительное: как показывают результаты недавних опросов, 62% немцев считают, что их страна не должна брать на себя роль международного полицейского. Хотя фрау Меркель в своих вояжах и высказываниях частенько производит именно такое впечатление. 

Но она, по крайней мере, не боится быть лидером. Настроение этого года — растерянность. Очевидно, что Европа стала менее безопасной. Руководитель Мюнхенской конференции Вольфганг Ишингер (попробовавший себя в роли посредника в украинском конфликте, но очень быстро отказавшийся от сомнительной славы) задается вопросом: ухудшение безопасности — это потому, что распадается устоявшийся европейский порядок или потому, что претензии США на лидерство более не правомочны? О кризисе лидерства в политике (не только европейской) говорят все. Но как этот кризис разрешить, не знает, похоже, никто.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter