Кризис личности — это кризис смысла жизни

Что общего между экономическим кризисом и самоубийством? Точек соприкосновения двух этих явлений найдется...

Что общего между экономическим кризисом и самоубийством? Точек соприкосновения двух этих явлений найдется достаточно, но в данном случае я бы хотел выделить только один из аспектов этого сходства. Наше отношение к двум названным процессам.


Пережидать или переосмысливать?


Финансовый кризис большинством воспринимается как временные неприятности, которые надо просто перетерпеть. Человек, далекий от макроэкономических процессов, условно говоря, включает «режим ожидания», полный уверенности, что политики и финансисты каким–то малопонятным способом «поколдуют» над мировым рынком, оперируя при этом туманными терминами–заклинаниями вроде «ставки рефинансирования», «денежной эмиссии» и т.д., и этот мировой рынок вновь стабилизируется. И снова можно будет потреблять в таком же количестве, как раньше.


Таким же образом общество реагирует и на сообщение об очередном мужчине из Барановичей, бросившемся на рельсы, или о выпрыгнувшей с девятого этажа девушке в Минске. Больно, скорбно, но это надо «проглотить», пережить, переждать и жить дальше.


Наверное, так и можно было бы поступить, если бы Беларусь не входила в топ–лист стран, лидирующих в печальном рейтинге самоубийств на душу населения. Пока же белорусы не хотят понять, что самоубийство из индивидуальной трагедии и личного кризиса уже давно превратилось в кризис общественный.


К слову, не раз уже говорилось о том, что греческое слово «кризис» означает «суд». То есть ситуация, которую мы так называем, выявляет летальные изъяны выбранной парадигмы. Смерть экономики наглядно демонстрирует, что нынешняя система нежизнеспособна. Не может быть всем хорошо там, где каждый хочет быть лучше других. Такая экономика, как матрица Вачовски, просто запрограммирована на постоянный сбой. Однако же человечество упорно не хочет радикально менять саму систему экономических отношений, построенных на взаимной ненависти к конкурентам, ожидая, что придет МВФ и в очередной раз оживит труп.


Кризис личности, приводящий в итоге к самоубийству, также подталкивает к размышлениям о необходимости каких–то перемен во взглядах на саму жизнь. Массовый кризис личности — это кризис того смысла жизни, носителями которого является большинство из нас.


Надеяться, что пройдет время и все наладится, это все равно что заклеивать скотчем трещины дома. Видимость создадим, но рано или поздно он снова затрещит по швам. Таким образом, сложившуюся ситуацию в обоих случаях нужно не пережидать, а переосмысливать.


Самоубийственная идеология


Чаще всего в качестве причины роста самоубийств называют ухудшение экономической обстановки. К тому же данные статистики наглядно демонстрируют, что между двумя кризисами — экономическим и личностным — существует причинно–следственная связь. И, следовательно, решение проблемы суицида также представляется очевидным.


Действительно, со статистикой трудно поспорить. Факты есть факты. Однако оттого, что эти факты интерпретируются в духе экономического материализма, порой возникает впечатление, что мы застряли в XIX веке, когда человечество дышало надеждой с помощью науки и технического прогресса создать рай на земле. Вот только мы построим фабрики и заводы, удовлетворим все потребности угнетенных классов — и он наступит. Разница лишь в том, что тогда для решения всех проблем человечества строили социализм, а теперь — гипермаркеты. Но, как мне кажется, если таким способом можно решить все проблемы общества, то у такого общества намного больше проблем, чем казалось.


Впрочем, я нисколько не хочу отвергнуть экономический фактор самоубийства. Бесспорно, зачастую люди сводят с жизнью счеты, чувствуя финансовую безысходность. Но здесь важно понять, что этот фактор срабатывает именно как мотив для совершения суицида только в рамках определенного мировоззрения, определенного сознания. И таким самоубийственным сознанием является идеология потребления, активно навязываемая сегодня через СМИ и массовую культуру.


Основным жизненным смыслом этой идеологии является успех или престиж, т.е. соответствие заданному в обществе уровню жизни. Под уровнем жизни обычно подразумевается степень материального достатка, а искомое соответствие достигается путем накопления определенных «брэндовых» вещей, которые свидетельствовали бы о твоей причастности к «высшему обществу». Реклама же, обычно в стиле «ты этого достоин», играя на человеческом самолюбии, постоянно подстегивает людей к самоутверждению собственных амбиций, превращая жизнь в постоянную гонку с оглядкой на других. Самое страшное для человека сегодня — это осознать себя лузером. Но если раньше неудачником назывался человек «без штанов», то теперь это человек без штанов с определенным лейблом. Человек, который не соответствует заданной планке престижа и успеха, попросту рассматривается как некий «отброс общества».


Все это свидетельствует о том, что в современном обществе жизнь как таковая перестает быть самоценной. Нельзя быть счастливым только потому, что ты родился на этот свет Божий. Твоя жизнь ценна только в том случае, если она «удалась», т.е. может считаться успешной по сегодняшним меркам. Появляется понятие двух жизней: одна — «настоящая» жизнь, а другая — хоть и жизнь, но... «разве это жизнь?». И не всякую жизнь следует жить, а только лишь ту, которая успешна. В ином случае нет смысла ее продолжать.


Формула самоубийства


Нетрудно заметить, что основу этой идеологии составляет самолюбие. На нем, как на фундаменте строится вся система ценностей такого стиля жизни, в центре которого поставлено собственное «Я». Но фундамент этот весьма непрочен. Ведь самое болезненное для каждого эгоиста — это осознание «вопиющей несправедливости»: большого разрыва между «Я» реальным и «Я» идеальным — образом, навязанным современной культурой и рекламой. И если абстрагироваться от частностей каждой отдельной ситуации суицида, то мы сможем вывести нечто вроде формулы самоубийства:


x + амбиции + самолюбие, возведенное в квадрат, = самоубийство (х+амбиции+самолюбие2), где х — любые жизненные неудачи, как–то: нехватка денег, несчастная любовь, проблемы в семье и т.д.


Это незатейливое уравнение, на мой взгляд, почти с математической точностью доказывает, что эгоизм и построенная на нем современная идеология не могут быть смыслом жизни. Разве что смыслом смерти, и то не самым лучшим. Идеология потребления, идеология так называемого «разумного эгоизма» — это всего–навсего мировоззренческий суррогат. И весьма удивительным кажется тот факт, что человечество, столь избирательно подходящее к выбору продуктов, стараясь избегать всевозможных ГМО и прочих заменителей, так безрассудно подходит к пище духовной.


Серафим, епископ Бобруйский и Быховский.

 

Фото Александра Чугуева.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter