Кризис и человеческий капитал

Один из наших важнейших ресурсов — человеческий потенциал... Мнения: оглядываясь на февраль

Несколько цитат известных экспертов, оброненных за последние недели. Дж.Сорос: «Текущий кризис сильнее «Великой депрессии» и сопоставим с распадом СССР». Президент Всемирного банка Роберт Зеллик: «Экономический кризис может стать гуманитарным». Г.Греф: «Надо готовиться как минимум к трехлетнему кризису»...


Не самые радужные оценки...


Впрочем, они не снимают необходимости смотреть чуть дальше нынешних непростых дней. Значит, сегодня особенно актуальна задача защитить в первую очередь то, что будет представлять наибольшую ценность в будущей посткризисной экономике. Попробуем обозначить приоритеты.


Один из наших важнейших ресурсов — человеческий потенциал. Этот капитал особенно ценен. И для его сохранения стоит подумать вот о чем. В нынешнем году будет сдвоенный выпуск школьников. Какие у них перспективы? Чтобы этот вопрос не стоял жестко, по-моему, имеет смысл обратить внимание на возможность увеличения набора в вузы, колледжи и профессиональные училища. А заодно зафиксировать стоимость получения образования на весь срок учебы. Да, это потребует дополнительных расходов. Но статус учащегося все же лучше, чем безработного. Да и в будущем от такого подхода отдача должна быть соответствующей.


Успех, разумеется, зависит не только от качества человеческого капитала. Еще важнее эффективно его использовать. Шагом в этом направлении могло бы стать увеличение числа мест в магистратуре, аспирантуре, научно–технологических центрах для талантливых выпускников вузов. Еще один фактор увеличения бюджетных расходов. На этот раз по статье «Наука». Но очевидно и то, что наукоемкость нашего ВВП стоит повысить хотя бы до китайского уровня в 1,5 процента.


Немало нынче говорится о вероятности сокращения рабочих мест в реальном секторе. В первую очередь в частном бизнесе, связанном с импортом. Этому можно противопоставить создание рабочих мест в бюджетной сфере для молодежи. Ее приток, например, на госслужбу необходим еще и для того, чтобы придать новое качество госаппарату, повысить производительность его труда. В бюджетных организациях она все еще существенно уступает европейской. Не исключаю, что для этого придется пойти на такую непопулярную меру, как введение потолка возраста для госслужащего. Кстати, она строжайше соблюдается в старых членах ЕС. У нас такой опыт имеет Национальный банк. Кстати, кризис всегда требует смены элит в экономических институтах страны: каждый должен доказать эффективность своей работы или уступить место более энергичным менеджерам из бизнеса.


Чтобы сохранить высокопрофессиональные коллективы в точках будущего технологического роста, придется увеличить госзаказ. Это касается, например, сектора информационных технологий. Здесь компании одними из первых почувствовали сокращение экспортных контрактов. Сохранению же высококлассных коллективов белорусских программистов поспособствовало бы расширение программы «Электронная Беларусь». Тем более что по уровню информатизации бюджетных организаций, электронного правительства мы еще существенно отстаем.


Второй очевидный приоритет — сохранение флагманов индустрии. При достаточной концентрации возможностей государства вполне реально превратить за годы кризиса МТЗ, МАЗ, БелАЗ, «Атлант», «Горизонт», БМЗ и в транснациональные корпорации. И первые шаги сделаны в белорусско–российском антикризисном плане, упростившем внешнеторговые операции. Дальнейшее развитие процесса видится в активном кредитовании внутреннего спроса, создании белорусско–российских, белорусско–украинских лизинговых и банковских тандемов для финансирования поставок в страны СНГ. Таким образом вполне реально сохранить рост без растущих внешних рынков.


Третий приоритет предписан еще Кейнсом и в наших условиях выражается в поддержке государством строительства жилья и инфраструктуры. Строительство, помимо того, что обладает эффектом положительного влияния на другие сферы, дает рабочие места и является наименее импортоемким. Принятый в феврале Указ Президента


№ 100 по упрощению вступления в организации застройщиков, как и другие решения, будет, безусловно, способствовать развитию отрасли.


Четвертое — благоприятный бизнес–климат. Многое в этом направлении уже сделано. Вижу в этом такую логику: в бизнесе, возникшем в трудные годы кризиса, как показывает исторический опыт, нередко создавались новаторские прорывные технологии. Либерализация экономики, разумеется, не должна восприниматься частником как вседозволенность. Любые попытки ценового произвола и сговора необходимо пресекать антимонопольными органами. В нынешней ситуации бизнес должен быть социально ответственным. Это сигнал и некоторым банкирам, которые, по–прежнему широко кредитуя потребительский импорт, ведут свои банки к проблемам.


Одна из важных функций кризиса — очистить экономику от предприятий и фирм, неэффективно использующих ресурсы. Как ни болезненна процедура банкротства, но государство не может, да и не должно спасать всех. Глупо налоги, полученные с тех, кто хорошо работает, тратить на бездельников.


Ну и пятое. Беларусь должна стать главным логистическим мостом между Россией и ЕС. Февральские встречи с представителями Европы существенно продвинули нас в реализации этой стратегии...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter