Кривые стрелки рыночного циферблата

Наши брэндовые производители выпустили столько, что можно обеспечить часами все взрослое население Минска, поставить по телевизору в каждую могилевскую квартиру и завернуть в льняные и хлопчатобумажные ткани такой город, как Орша...

Свежая информация о складских запасах, которую я получил в Белстате, навела на размышления. С одной стороны, важный для экономики показатель постепенно улучшается. За июль «склад» уменьшился на 6,3 процента. А с другой... Наши брэндовые производители выпустили столько, что можно обеспечить часами все взрослое население Минска, поставить по телевизору в каждую могилевскую квартиру и завернуть в льняные и хлопчатобумажные ткани такой город, как Орша. Можно, конечно, объяснить неприятную статистику по отдельным товарам кризисом, который ударил по сбыту. Но разумнее положа руку на сердце признать: некоторые наши предприятия находятся в хроническом кризисе независимо от колебаний рынка. В чем причины? Каково будущее этих производств? Видят ли его заводская дирекция и министерские кураторы? Я поискал ответы на эти вопросы на Минском часовом заводе и в Министерстве промышленности.


Запасы часов у нас рекордные — на складах скопился трехгодичный (!) объем производства. Неудивительно, что при таких проблемах с реализацией МЧЗ до недавнего времени находился в списках банкротов. Государство протянуло руку помощи предприятию, а точнее, перечислило около 30 миллиардов рублей на покрытие долгов завода. Процедура банкротства закрыта хозяйственным судом Минска, и предприятие, «очищенное» от прежних обязательств, перешло в подчинение Минпрома. Но вот вопрос: не придется ли спустя некоторое время снова спасать МЧЗ? Можно подойти к проблеме и совсем уж принципиально. Нужны ли нам заводы, которые постоянно испытывают проблемы со сбытом и нуждаются в средствах бюджета, читай налогоплательщиков? Может, стоит их перепрофилировать? А некоторые, возможно, и закрыть, трудоустроив людей на других, более конкурентных производствах или в сфере услуг?


Пресс–секретарь Минпрома Александр Балышев объяснил мне, что министерство, безусловно, будет делать все для сохранения часового завода. «У нас по каждому предприятию есть стратегия развития, которую мы стараемся реализовывать», — сказал собеседник, признав, что «пока, конечно, склады на Минском часовом заводе страшные». По мнению представителя Минпрома, трудности завода вызваны прежде всего недоработками в маркетинге и рекламе.


«Я, например, ношу часы «Луч» уже больше десяти лет. И никаких проблем с ними не было, — заверил Александр Балышев. — А вот сын постоянно выбирает себе азиатские часы, которые через год–два выходят из строя. Мне кажется, если бы «Луч» позиционировался как престижный брэнд, отношение к нему со стороны многих покупателей, в том числе и молодежи, изменилось бы». Собеседник даже высказал готовность лично рекламировать «Луч», подтверждая качество марки собственным опытом. «Не понимаю, почему Минский часовой завод не привлекает для рекламы таких потребителей, как я?» — пожимает плечами Балышев.


Любопытный вопрос. Я адресовал его управляющему МЧЗ Николаю Гаевскому. Он, со своей стороны, заверил, что как раз таки с рекламой у завода дела налаживаются. «В последние месяцы мы тратим на рекламу по 50 миллионов рублей. Представляем «Луч» в метро, на радио, ТВ, — конкретизировал управляющий. — Это положительно сказывается на продажах».


Николай Гаевский также объяснил, что колоссальные складские запасы были накоплены не в этом, а в уже далеком 2005 году. Та продукция, которая производится сейчас, в основном продается. «Выручка, поступившая на расчетный счет завода за семь месяцев этого года, превышает прошлогодний уровень на 16 процентов, — добавил управляющий (здесь, правда, неплохо было бы конкретизировать, за счет чего выросла выручка: благодаря реализации готовой продукции или же продаже заводских площадей. — В.В.). — Осваиваем новые рынки сбыта: Германия, США, Канада. Отмечу, что продукция отгружается иностранным потребителям по тем же ценам, что и на внутреннем рынке. Такого, как раньше, когда за рубеж «Луч» продавался по 3 доллара за штуку, а своим, белорусским, покупателям в несколько раз дороже, уже нет».


Что ж, это хорошие новости. И все же что делать с трехгодичными запасами, как «разморозить» огромные финансовые ресурсы? По мнению Николая Гаевского, существенно помочь заводу могли бы предприятия торговли «Белкоопсоюза». Но пока на прилавках этой структуры находится лишь 18 тыс. штук часов. «Это крайне мало. Знаю, например, что жители Молодечно хотели бы покупать «Луч», но торговля не предоставляет им желаемого ассортимента, — констатирует Гаевский. — Или, например, в деревне Лошница Борисовского района проживает около 12 тысяч жителей. А в местном магазине лишь 5 наименований «Луча», в то время как завод выпускает 1.600».


Впрочем, у торговли свои аргументы: товар далеко не самый ликвидный, велик срок его оборачиваемости, хромает дизайн минских изделий...


Кто прав, поди разберись. У каждого свои убедительные доводы. Но факт остается фактом: на складах пылятся горы готовой продукции. И кто даст гарантию, что они не вырастут в будущем?..

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Елена
Реклама не поможет, если товар плохой. Дизайн в последнее время у наших часов меняется к лучшему, но почему облазит металлический браслет? Через две недели в носке он облазит совсем! И зачем мне такие часы7 Купила, обожглась, больше сама не куплю и другим не посоветую. Продавцы в магазинах, кстати, тоже отговаривают покупать белоруские часы. говорят, много возврата от покупателей. так что не в плохой рекламе дело, товарищи производители!
Читатель из Люблино
Многие меня знают, как радетеля белорусских товаров. Но часы у меня швейцарские. Не самые дорогие, сегмент для среднего класса фирмы «Swatch». И я ими очень доволен, качественная начинка, дизайн. Все, вроде бы просто, но с каким вкусом. Да и цена у них, достаточно привлекательна. Купить настоящие швейцарские часики за 100 евро - я считаю очень даже приемлемо.<br /> <br />
А что касается "Луча", то не доверяю я белорусскому производителю. Опыт использования минских часов у меня достаточно большой. Всю школу и университет отходил с белорусскими часами. Сменил за это время более 6 экземпляров. И постоянные проблемы были с ними. То механизм ломался, то "тонули" и не поддавались реанимации, то головка выскакивала, и обратно ее вставить мог только мастер. Да, в общем, чего только не было, из чего был сделан вывод, что наши часы не надежные. Кстати, и дизайн оставлял желать лучшего. <br /> <br />
Совет таков: нужно работать над нашим брендом, и кардинально его совершенствовать. Неплохо было бы найти иностранного инвестора, который переведет завод на современные рельсы. Менять нужно очень многое, и чем скорее это произойдет, тем лучше.
Антось
Трехгодичный объем производства часов следует распродать по дешевке местному населению и впредь выпускать их планировано, а не гнать неликвидную продукцию. В свете дешевого и качественного сейчас во многом китайского ширпотреба следует пересмотреть наименования и объем текстильной продукции. Ну, и т.д.
наталья
а может надо было задуматься еще 3 года назад, что в связи с массовой "мобилизацией"(от слова мобильник) молодежь меньше покупает часы. Я, например, после приобретения сотового сняла часы и не собираюсь их покупать. А зачем? Телефон время подскажет
I.M.
Часы – имиджевая составляющая любого, уважающего себя человека. Ни разу не замечал, чтобы на деловых переговорах люди лезли в карман за мобильником, чтобы посмотреть время. Все пользуются часам. И чем часы лучше, тем больший респект и уважениея ты испытываешь к их обладателю. <br /><br />А мобильник - это, прежде всего, телефон. Соглашусь, что он и как будильник может выручить, но наручные часы он точно не заменит.
Сафонов Анатолий
А беда в том, что нижеперечисленные товары бесценны, т.е. не имеют цены!!! Кто такой товар будет покупать? Вы зайдите на сайт завода-производителя и поинтересуйтесь отпускной ценой!? По всем законам рынка у товара должна быть цена, а у нас развелось столько экономистов (даже сидят без работы), что цену некому рассчитать. Я недавно заходил на сайт Атланта…Товар – весь лицом…кроме цены, конечно. А покупатель, в первую очередь, смотрит на цену, а потом на характеристики!
потребитель
дешевые часы сегодня мало кому нужны. те, на кого они рассчитаны - лезут за временем в мобильник. а деловой человек часы за 5-50 долларов не купит и не наденет. поэтому рецепт может быть такой: ребрендинг (до нескольких брендов средней и высоких ценовых диапазонов, часы ЛУЧ не куплю никогда, а завод и юридическое лицо пусть как угодно называются), снижение (не прекращение) объемов выпуска дешевого одноразового шрота, профилирование всего производственно-сбытового процесса под сезонно-коллекционные тренды небольшими партиями. "подглядывать" дизайн у ведущих производителей китайским товарищам не зазорно, можно этому у них учиться :)
зануда
ой как заменит. и не только часы. А "имиджевая составляющая" по-русски называется"понты". А для понтов нужны часы за 5 тыщ , а не луч.
I.M.
Уверяю вас зануда, что часы за 150 евро, настоящие швейцарские, не подделка, будут хорошим элементом, дополняющим имидж. Это только "колхозаны" любят своими "бреге" за 5 штук гринов "посветить". А люди, уважающие себя, во всем знают меру. В том числе и в часах.
зануда
а смысл? Зачем они? О чем должны свидетельствовать часы на руке, если они не стоят 5 штук? Совершенно декоративная деталь. Часами и так перенасыщено пространство - в компе, в телефоне (в т. ч. стационарном), в ручке, в микроволновке, холодильнике, телевизоре, плюс на стене висят восемь штук.
Елена
Интересно, а кто-нибудь из "луча" читает наши комментарии? Или мы сами с собой переписываемся? Хотелось бы услышать, то бишь прочесть здесь их мнение. А то "отписку" в редакцию мы не увидим.
Владимир Чуденцов
А вообще - есть ещё такая штука, как аутсорс-заказы.<br /> <br />
Не будьте наивны - не думайте, что швейцарские часы делаются в Швейцарии. В Швейцарии давно находится только главный офис, а всё производство перенесено на мелкие фабрики в Китае и Восточной Европе (там зарплаты персонала меньше).<br /> <br />
Что мешает "Лучу" предложить такие услуги известным мировым брендам?..<br /> <br />
Конечно, зарплаты при этом снизятся. Но... Каждая вещь стоит ровно столько, сколько за неё готовы заплатить. Очень плохо, что наше государство явно переплачивает за никудышный труд.
АЮВ
Закрыть "Луч" одназначно! Это надо было сделать ещё три года назад (судя по запасам).Тогда, кстати, и вся промышленность шла в гору. Высосёт он еще много народных рубликов. Людей? Людей задействовать на других производствах. Это же Минск, а не Лельчицы. К сожалению в призводстве часов, мы отстали навсегда. И ненадо бежать за ушедшим поездом.
Михаил
Дело не в цене. Дело в продвижении товара и в его характеристиках. Допустим мне захотелось купить часы Луч не знаю почему но все же скорее из-за воспоминания их качества. - захожу в гос. магазин - прошу покажите Луч - мне протягивают три варианта!! из 50 выложенных на прилавке. Стоимость их 50 -70 тыс. - я вобще ничего не покупаю... решив что в будущем возможно приобрету что то другое. Но купить то часы я мог.. значит завод теряет клиентов по внутренним причинам а не из-за кризиса.!!!
Глеб (Украина)
Недавно был в Минске и с большой радостью приобрёл в фирменном магазине кварцевые часы "Луч" из серии "Фаворит". Очень доволен! Идут секунда в секунду, стильный дизайн. Я молодой человек, и эти часы в самый раз для моего возраста. Давно искал подобные часы и нашел в магазине на проспекте Независимости, где такой богатый ассортимент. Кстати, у меня уже была практика общения с часами "Луч", пусть и не такими мощными, как у меня сейчас. Была когда-то очень интересная модель: движение небесных тел в зависимости от времени суток. Но, к сожалению, через три года вынужденно с ними расстался. Хотел купить такие же, но их, наверное, сняли с производства. Но знаю одно: моими следующими часами тожде будет "Луч"!
I.M.
Я говорю о статусной составляющей человека. Ну, давайте, идите с мобильником или компьютером на деловые переговоры и постоянно глазейте на них, отвлекайтесь, отвлекайте собеседника. Мол, секунду, я время уточню. <br /><br />И о цене. Повторюсь, есть хорошие качественные часы за приемлемые деньги. И умный человек это оценит.
Всеволод
Господи, ну в чём проблема? Чего бы не посчитать ёмкость рыека на сегодня по категориям, поглядеть, сколько нужно вложить в модернизацию, либо перейти на покупные корпуса, поглядеть на затраты на реклыму.<br /><br />Может, бестолку выпускать дешёвые часы - там китай обноаляет дизайн раз в 3 месяца, и рынок для его окупаемости - весь мир?<br /><br />Может, выпускать тысяч 10 в год часы за 200баксов с профилем Сталина на циферблате - и постараться добиться окупаемости на рос. рынке и этих объёмах. Может, даже грузины такие часы будут покупать...<br /><br />Часы перестали быть часами - а стали украшением. Значит, и объёмы пр-ва, и марекетинг тоже должен измениться в "ювелирную" сторону. А что делать? В соседней области было 2 часовых завода - наручных и настольных. Умерли оба.
зануда
"статусная составляющая" - это пыль, которой чересчур увлеклись многие чиновники, шишки всякие. Из той же оперы - гламур, блестки всякие.<br /><br />Главное - практичность и простота. Если челу удобно с часами - зашыбись, все нормально. (таких, впрочем, гораздо меньше, чем часов на складе Луча). Но если "для статуса" - то уж больно дешевый этот статус.
Никита
Некоторые комментарии с сайта опубликованы сегодня в печатной "СБ". Так то представители ЛУЧа их не пропустят. Другое дело, ответят ли что-нибудь?
I.M.
Не каждая дешевая вещь выглядит дешево.
Евгений
В свое время настроили гигантских заводов, заточенных под Госсзаказ, а сейчас выжимаем из них "эффективность". В тот же "Луч" в который раз вкладываются десятки миллиардов рублей, чтобы реанимировать его. А где системные изменения? Ржавый механизм как не накручивай, он не "затикает". Что касается разгрузки лучевских складов. Налегать на рекламу и пытаться всучить часы (которые впору уже измерять не штуками, а скорее тоннами), это тоже самое, что торговать на "Комаровке" заплесневелыми семечками. Завод себя изжил. Уже давно вместо него должно было работать десять небольших часовых производств. Но современных и мобильных. Пусть конкурируют -- вот для них стимул быть эффективными, а не заглядывать в карман государству. То же касается и ряда других предприятий Советсткой эпохи.
Алексей
Засланный казачек
Иван
Такое чувство что это пишет лично директор "Луча" Гаевский. Ни он, ни его заместители, кстати, часами родного завода не пользуются.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?