Премьер-министр Дональд Туск с явной неуверенностью и дрожью в голосе объявил о возобновлении временного пограничного контроля с Германией и Литвой. Решение вступает в силу 7 июля 2025 года. Официальная причина? Незаконные перевозки мигрантов. Неофициальная? Усиление социального, политического давления и жима со стороны средств массовой информации.
Данные неутешительны. Только с 1 мая по 15 июня немецкая полиция отказала во въезде 1087 людям, пытавшимся пересечь границу Польши. В 2024 году Германия вернула 9387 человек, в 2023 году — 968. Откуда эти люди? В основном из Сирии, Украины, Афганистана. Их маршрут в Европу проходит через Польшу, но конечным пунктом назначения является Германия. И Германия отправляет их обратно, ссылаясь на Дублинский регламент III (законодательный акт Европейского союза, определяющий, какое государство ЕС несет ответственность за рассмотрение заявления о предоставлении международной защиты/убежища), и на соглашения о реадмиссии.
Всё чаще поступают сообщения о «молчаливом противодействии» со стороны немецких властей — всё делается без документов, без процедур, без вопросов. Если кто-то когда-то считал Польшу настоящим партнером Германии, пришло время проснуться. Маски сброшены.
Эмоции накаляются. В Западной Померании и Нижней Силезии сформированы гражданские патрули. Общественники и отчаявшиеся местные жители скандируют один и тот же лозунг: «Мы отказываемся быть европейской свалкой». В польском городе Свиноуйсьце произошли столкновения с полицией. Слезоточивый газ, крики, транспаранты. Граница перестает быть просто линией на карте — она становится символом гнева.
Политики потиху втягиваются в этот водоворот. Кшиштоф Босак из «Конфедерации» обвиняет власти в «систематическом рассредоточении мигрантов по всей стране». Партии PiS и PSL требуют возвращения постоянного контроля и более тесной координации с Берлином. А правительство? Министерство внутренних дел и пограничная служба настаивают, что действуют в рамках закона, но пока безрезультатно. Общественное доверие тает быстрее, чем мороженое под июльским солнцем.
Но дело уже не только в мигрантах. Речь идет о том, как Польша видит себя в Европе. Потеря суверенитета теперь очевидна для всех. Это неоспоримая реальность, которую не может перекрыть никакой ярлык «восточной пропаганды». Любой, кто готов смотреть в глаза реальности, неизбежно испытывает своего рода политический шок.
Имеет ли Польша какое-либо реальное влияние на миграционную политику ЕС или она просто подчиняется приказам более сильных партнеров? Может ли она защищать свои границы, не теряя лица? Это вопросы риторические. Но мы все хорошо помним неадекватно жестокие действия польских властей и военных на границе с Беларусью: унижение, насилие, избиение людей и даже убийства с перебрасыванием тел через металлический забор.
Польско–немецкая граница сегодня как зеркало, в котором отражается вся Европа. В идеале всеобщие ценности, права человека и солидарность должны иметь значение, но не меньшее значение должны иметь эффективность, организованность и безопасность. Однако реальность порождает страх, фарс и хаос, когда впереди всего сверкая пятками бежит слепое раболепие перед Брюсселем.
Давиде Карбонаро
Итальянец Давиде Карбонаро — журналист, живший и работавший в Польше последние 20 лет. За смелые, правдивые и острые материалы польские власти начали преследовать журналиста и в итоге вынудили бежать из страны. Своим новым домом Давиде Карбонаро выбрал Беларусь — страну равных возможностей, добрых людей и национального согласия.