Кривда о правде

То и дело находятся желающие опорочить героев Великой Отечественной войны — горько и больно читать интернет-опусы таких “правдоискателей”.

То и дело находятся желающие опорочить героев Великой Отечественной войны — горько и больно читать интернет-опусы таких “правдоискателей”. Не пора ли с прячущихся за всевозможными никами щелкоперов сорвать маски?

О подвиге Николая Сиротинина, совершенном в середине июля 1941-го, заговорили только в начале шестидесятых. И это неудивительно: военное лихолетье, без сомнения, до сих пор не открыло всех своих тайн. Что уж говорить о годах, когда надо было гнать врага со своей территории, а не проводить исторические изыскания. Зато теперь кое у кого появилось достаточно времени, чтобы заняться “фундаментальными исследованиями” событий военной поры. Да вот беда: зачастую этих “фундаменталистов” так заносит, что после их выводов начинаешь сомневаться, имел ли вообще Советский Союз какое-то отношение к разгрому фашизма. Основываясь на якобы ставших доступными благодаря времени и интернету “документах”, они готовы опорочить всех и вся, принижая великий подвиг великой страны.

И один в поле воин

Так случилось и с героем-артиллеристом, старшим сержантом Николаем Сиротининым, который в одиночку с одним орудием и 60 снарядами остановил продвижение немецкой танковой колонны на подступах к Кричеву. И было это 17 июля 1941 года, когда Красная Армия отступала, когда на фронтах господствовала неразбериха, из-за которой невозможно было организовать прочную оборону. А он с одной 122-миллиметровой гаубицей стал непреодолимой преградой на дороге из Черикова в Кричев.

19-летний щупленький паренек (ростом он был 164 сантиметра, а весил 54 килограмма) — “горькое дитя”, как вспоминали местные жители, немцам показался исполином, поскольку в двухчасовом бою смог подбить 11 танков и шесть бронетранспортеров и броневиков, а также уничтожить около пятидесяти фашистов. Большую часть боя ему приходилось сражаться действительно в одиночку, поскольку командир, вначале корректировавший огонь, был ранен и ушел в тыл. Но храбрость и отвага Николая Сиротинина позволили 6-й стрелковой дивизии переправиться через Сож и занять оборону, которую она впоследствии держала почти месяц.

Живые свидетели

Первым о подвиге артиллериста рассказал кричевский краевед, заслуженный работник культуры Беларуси Михаил Мельников. В то время, в начале 1960-х, еще были живы свидетели тех событий — жители деревни Сокольничи. Они и рассказали о героизме Сиротинина, о том, как, отдавая дань мужеству и отваге воина Красной Армии, враги похоронили его с воинскими почестями и с троекратным ружейным салютом. У могилы артиллериста, как записал в своем дневнике обер-лейтенант немецкой 4-й танковой дивизии Хенфельд, полковник вермахта говорил, что если бы все солдаты фюрера дрались, как этот русский, то они завоевали бы весь мир.

Имя героя помог установить солдатский медальон, который нашли в кармане гимнастерки. Передавая его одной из местных сельчанок (на похороны были согнаны многие жители Сокольничей), полковник приказал ей написать родным погибшего, чтобы они знали, как героически сражался их сын. Но женщина побоялась взять записку из медальона. Тогда молодой немецкий офицер вырвал из ее рук бумажку и что-то злобно проговорил на своем языке.

Так в поле во ржи появилась могила, на которой лежала пробитая осколком солдатская каска. А неподалеку еще долго стояло искореженное орудие. Для деревенской ребятни оно оказалось слишком тяжелым, чтобы куда-то его утащить.

Виртуальное “распятье”

Память о герое увековечили не сразу. В конце 1950-х его останки перезахоронили в братскую могилу. В 1965 году подвиг артиллериста был отмечен орденом Отечественной войны I степени. А у дороги из Черикова в Кричев появился скромный обелиск, рядом с которым установлена военная “сорокапятка”. Кричевские краеведы ходатайствовали о присвоении посмертно Николаю Сиротинину звания Героя Советского Союза, но получили уклончивые и весьма формальные ответы из военных ведомств.

И вот сейчас, накануне юбилейной даты освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, всемирная паутина закипела “разоблачениями”: дескать, подвига артиллериста как бы и не было вовсе, что все это выдумали советские идеологи, чтобы воспитывать патриотические чувства молодежи. Некто под ником (имя свое открыть, наверное, все-таки поостерегся), ссылаясь на все ту же пресловутую “доступность” архивных документов, “убедительно” доказывает, и многие пользователи с ним готовы согласиться, что Сиротинин не только не совершал ничего героического, но и самого его в то время в том месте просто не было. Правда, такой солдат был, однако значился в списках совсем другой части, которая воевала в ином направлении. Поэтому, мол, и звание Героя Советского Союза Сиротинин не получил, и “пушченка” у обелиска, установленного в его честь, не та. Плюс ко всему, отмечает “разоблачитель”, немцы были не такие уж и дураки, чтобы в течение двухчасового боя не одолеть целой бронетанковой колонной в 59 единиц одно орудие.

“Мелкие”, но важные детали

Да, были небольшие неточности и в прежних публикациях о том бое, однако совсем иного характера. Так, кричевский журналист и писатель Александр Болдовский, который в свое время писал о Сиротинине, считает, что артиллерист поражал врага из 122-миллиметровой гаубицы, а не из “сорокапятки” или 76-миллиметровой пушки. А притащил ее трактор, ехавший со стороны Черикова и отставший от своей части по причине того, что еле полз с пробитым радиатором. Водитель трактора попросил командира дивизиона более легких пушек забрать у него орудие.

Этот, казалось бы, “мелкий” факт дает объяснение тому, что фашисты долгое время не могли понять, откуда по ним ведется огонь. И только тогда, когда было подбито уже семь танков и бронетранспортеров, засекли сиротининскую гаубицу, потому что орудия этой системы могут вести навесную стрельбу, когда визуально их не видно. Замаскированная во ржи, да еще за небольшой возвышенностью и часто стреляющая гаубица создавала у врага иллюзию того, что ему противостоит, по крайней мере, несколько пушек. В этом случае объяснимо и присутствие на первоначальной стадии боя рядом с Сиротининым офицера, который до ранения корректировал огонь отважного артиллериста. Почему вместе с ним не отступил и Сиротинин? А приказа не было!

Существенный урон врагу — результат грамотного ведения боя. Ведь Сиротинин был призван в армейские ряды в 1940-м и, несмотря на юный возраст, был уже опытным артиллеристом. Поэтому первоначально подбил головной бронетранспортер, который закупорил всей колонне проход по мосту через речушку Добрость. А чтобы перекрыть пути отступления, нанес удар и по замыкающей машине. Те же, кто попытался съехать с дороги и обойти мост, увязли в болотистых берегах. Очевидцы потом рассказывали, что один из танков по самую башню провалился в трясину.

По свидетельствам жителей Сокольничей, которые приводятся в публикациях о том подвиге, отважный артиллерист погиб не от осколков снарядов, выпущенных из пушек вражеских танков, хотя и был дважды ими ранен — в бок и в руку. Но, наскоро перевязав раны, он продолжал вести огонь и лишь три снаряда остались неиспользованными. А сразили героя автоматные пули мотоциклистов, нашедших обходной путь и стрелявших в спину отважного бойца.

Ссылаясь на списочные составы как наших, так и гитлеровских частей, “разоблачитель” не нашел в них не только Николая Сиротинина, но и обер-лейтенанта Хенфельда, оставившего свидетельскую запись в своем дневнике. Но ведь дневник-то его найден значительно позже под Тулой, где, вероятнее всего, и погиб немецкий офицер. Он попал в руки военного журналиста Федора Селиванова, который и перенес некоторые записи себе в блокнот. Никто о них, наверное, так и не узнал бы, если бы корреспонденту не попалась на глаза публикация о бое у деревни Сокольничи. Позже он приезжал сюда, предоставил краеведам свои военные блокнотные записи. В подлинности их сомневаться не приходится хотя бы потому, что до этого Селиванов ничего не знал о кричевских событиях 17 июля 1941 года.

Что же касается нашего героя, то авторы некоторых публикаций приводят факт, что в первый день войны Николай был легко ранен во время авианалета. Поэтому в той неразберихе он мог оказаться в какой угодно части. А то, что Сиротинин не получил звания героя, будучи им по сути, тоже легко объяснимо с точки зрения послевоенного времени: советского солдата похоронили враги, значит, что-то было не так...

Однако нет никаких оснований не верить свидетельствам многих жителей деревни Сокольничи, помнящих те события и видевших их. Хотя “опровергателей” зачастую ничто не останавливает. И прикрываясь “правдоискательской” фразой, на самом деле в душе они не несут ничего святого. Даже “танец на костях” приносит им удовольствие. Из этого же аморального ряда — скандально известные опросы российской телекомпании “Дождь”, касающиеся блокады Ленинграда, и рейтинг CNN, составители которого причислили монумент “Мужество” в Брестской крепости к самым уродливым.

...А к памятнику, установленному в честь подвига отважного артиллериста, уроженца города Орла, старшего сержанта Николая Владимировича Сиротинина, вот уже полвека приходят люди. Молодому поколению герой служит примером, как надо любить свою Родину, выполнять воинский долг, защищая ее от врагов. И будут приходить до тех пор, пока жива память о той жестокой, кровопролитной и героической войне.

Кричевский район

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter