Критиковать намного проще, чем сделать что-то реальное – технический директор ОАО «Амкодор-Семаш»

Конструкторы — интеллектуальная элита любого предприятия. От их работы во многом зависят качество и имидж выпускаемой продукции. Заместитель генерального директора — технический директор ОАО «Амкодор-Семаш» — управляющая компания холдинга» Александр Довидович — один из них. Он дает путевку в жизнь не просто новым техническим решениям, а целым направлениям белорусского сельскохозяйственного машиностроения. 129,6 процента — темп роста товарной продукции предприятия за 2022 год. Впереди новые высоты.


— Можно ли сказать, что ваша детская мечта исполнилась?

— В общем-то, да. Моей любимой игрушкой был металлический конструктор с огромным количеством деталей. Простор для творчества огромнейший. Родился я в Германии: папа служил в Западной группе войск. Потом его направили в Читу. Но на лето родители возили меня к бабушкам и дедушкам в Дзержинск. Позже и мы с мамой переехали в Беларусь. Школу оканчивал уже в Дзержинске: лицейский класс с физико-математическим уклоном.

Поскольку интерес к машинам и механизмам у меня был всегда, подал документы в БНТУ на специальность «строительные, дорожные, подъемно-транспортные машины и оборудование». Конкурс тогда был почти четыре человека на место.

— Диплом и первый патент на изобретение вы получали практически одновременно.

— Патент был по теме диплома — пескосолераспределители. К моменту защиты уже знал, что прошел патентную чистоту: новизна моего изобретения была подтверждена. Распределили меня инженером-конструктором на опытно-механический завод ОАО «Дорстройиндустрия», выпускающий коммунальную технику. Поэтому и тема диплома соответствующая. Я доработал оборудование, расширив распределение противогололедных материалов с 12 м до 24 м. И в этом его новизна.

— В 27 лет вы уже стали главным инженером, отработав потом на предприятии более 15 лет. Что удалось внедрить за эти годы?
— Главное направление — импортозамещающее навесное оборудование для устройства и укрепления обочин. Разработано более 50 моделей, аналогов которым в СНГ не было. И навешивали мы его не на фронтальный погрузчик, а на трактор. Если раньше этим оборудованием управляли два человека в четыре руки, то сейчас справляется один.
— Какие качества нужны конструктору?

— Высокий интеллект, пространственное мышление, техническая грамотность. Плюс внимательность и усидчивость. Не каждый может конструировать.

Чем больше конструктор проанализирует отказов, тем качественнее будет трудиться сам. Опыт работы очень важен. А еще — технология производства. Модель или деталь может быть красивой и функциональной, но изготовить ее не получится. Надо досконально знать возможности технологического оборудования предприятия и исходить из этого. Плюс требования многочисленных ГОСТов, эргономика, безопасность, функциональность, экономичность, унификация…

Конструктору необходимо на пару шагов быть впереди, чтобы все просчитать и видеть перспективу.

— У вас три высших образования: механика, экономика и управление, юриспруденция. Плюс магистратура и аспирантура. Зачем?

— Учеба — фундамент, на котором строится профессиональная состоятельность и карьера конструктора. Цифровые технологии вносят свои коррективы. За кульманом сегодня уже никто не стоит. Если не знаешь, как обращаться с программным обеспечением, которое необходимо для 3D-проектирования, не можешь подхватить внедрение нового софта, то на рынке труда ты малоинтересен.

— Одно время вы даже преподавали в БНТУ на своей же кафедре.
— Конструктору без науки никак нельзя. Если разработка и наука взаимосвязаны, то успех гарантирован. Наука не может без производства, равно как и производство — без науки.
Конструктор, как дирижер, участвует на всех этапах производства и сборки, чтобы прочувствовать каждый миллиметр своего детища. Сам разработал, сам собрал и сам протестировал. Так мозги работают намного продуктивнее.

— А как в вашей судьбе появился «Амкодор»?

— Пригласили заместителем главного конструктора. Отказаться, конечно же, не смог. «Амкодор» — флагман, один из самых узнаваемых и успешных белорусских брендов. Работа очень нравится. Да и условия отличные.

— С чего начинали на предприятии?

— Вначале занимался зерносушильными комплексами, а затем мобильными машинами, навесными агрегатами и полуприцепами, входящими сегодня в перечень импортозамещающей продукции, так необходимой сельскому хозяйству.

— Санкции помогли предприятию?
— Еще как! Они нас очень здорово подстегнули. Сегодня риски непоставок или недопоставок сведены к минимуму. Санкции — время возможностей. Лучше, чем Глава государства, и не скажешь.
— Отечественная составляющая на предприятии большая?

— Все зависит от машины. Стараемся приблизиться к 85 процентам. Новые разрабатываем с учетом перспективы и своей базы. Что касается навесных агрегатов, то в большинстве своем они стопроцентно белорусские.

Самая большая проблема — гидроаппараты, редукторы, колесные оси и полу­оси. Раньше поставки шли из Польши, Италии, Турции. Сейчас стоит задача в течение короткого времени освоить производство всей линейки сельскохозяйственных машин, оборудования и агрегатов на высоколокализованной отечественной компонентной базе, соответствующих мировым стандартам. Концепция развития холдинга направлена на достижение стопроцентного импортозамещения и локализации производства на территории Беларуси.

Есть и более глобальная задача: в течение пяти лет создать полный спектр сельскохозяйственных машин и агрегаты.

— Мало сделать продукт — очень важно продать его, получив хорошую прибыль.

— Прежде чем создать машину, группа маркетологов анализирует рынок, чтобы знать, чего не хватает потребителю. Так рождается техническое задание, которое утверждает научно-технический совет. Формируется совокупность приоритетных характеристик.

— Какой должна быть техника для сельского хозяйства?

— В первую очередь функциональной и очень надежной. Не будем забывать, что сельхозтехника — своего рода эквивалент продовольственной безопасности страны. Ее надежность — гарантия выполнения всех процессов в срок и качественно.

Проходя испытания (а это как минимум 600 часов), машина или агрегат не просто работает, а сразу включается в технологический цикл. Отсюда и возможность параллельного усовершенствования модели.

— Ваш основной потребитель — Министерство сельского хозяйства и продовольствия Беларуси.

— Все наши разработки вписались в структуру сельского хозяйства. И нет ни одной машины, которая была бы невостребованной. Это техника для почвообработки, посева, внесения удобрений и полива, кормозаготовки, послеуборочной обработки зерна, а также прицепные и навесные рабочие органы.

Когда развалился Советский Союз, в Беларуси производилось только 17 процентов необходимой сельхозтехники. Сегодня мы практически уже полностью себя обеспечиваем. Наша миссия — предоставить надежные комплексные решения, повышающие эффективность труда и культуру земледелия.

— В сельском хозяйстве — тренд точного земледелия и цифровизации. Что можете предложить?

— Разбрасыватель минеральных удобрений ZST10HH. Автоматическая система управления поддерживает установленные на электронной карте поля режимы технологического процесса: норму и ширину внесения удобрений. К слову, электронные компоненты управления и контроля также отечественные.

— У вас широкая линейка погрузчиков. Какой из них может быть конкурентоспособным на международном рынке?

— Гордость ОАО «Амкодор-Семаш» — 308‑й погрузчик. Мобильный, многофункциональный, компактный и высокоманевренный.

Машина оснащена гидроадаптером, позволяющим использовать сменное оборудование для работы в различных отраслях. За 1 — 2 минуты (причем не покидая кабину) можно заменить рабочий орган. Небольшие размеры и компактность погрузчика позволяют ему проходить через узкие проемы, а шарнирно-сочлененная конструкция рамы обеспечивает хорошую маневренность. В год мы ставим на производство как минимум три полуприцепа и три-четыре навесных агрегата.

— Машина-мечта?

— Самоходный кормосмеситель-раздатчик. Наша импортонезависимость. Сложная, серьезная и очень нужная машина. К 2025 году она должна быть. И будет, идея уже в разработке.

— Завод развивается. Что в планах?

— Предприятие масштабно и кардинально меняется. Демонтируются внутрицеховые перегородки и стены, выстраивается новая логистика современнейшего производства. Большая часть оборудования приобретается под инновационные проекты. Новые высокотехнологичные станки и оборудование сразу внедряются в техпроцесс. Уже введен в эксплуатацию станок с числовым программным управлением для лазерной резки металла.

— Одну из ваших инновационных программ курирует Глава государства. Что это за проект?

— Организация импортозамещающего производства манипуляторов с интеллектуальной системой управления для самоходной лесозаготовительной техники — харвестеров и форвардеров. Этот проект идет под патронатом Минской области и включен в Государственную программу инновационного развития Беларуси на 2021 — 2025 годы.

На постсоветском пространстве подобную продукцию практически никто не выпускает. Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Проблема с поставками импортных гидроманипуляторов сподвигла нас к тому, чтобы изготавливать эти узлы у себя. Уже разработано более десятка моделей гидроманипуляторов.

— Что самое главное в развитии экономики?

— Импортонезависимость и повышение доли инновационного производства. И абсолютно прав ­­­Президент: мы не должны зависеть от капризов западных и заокеанских политических элит. Это вопрос национальной безопасности. Сегодня широчайшее поле для реализации самых смелых замыслов белорусских ученых.

— Страна готовится к единому дню голосования...

— Такого у нас еще не было. Все ситуации, происходящие в мире, доказали, что курс, которым шла и идет Беларусь, правильный. И его ни в коем случае менять нельзя.
Я вообще не представляю, как Александр ­­­Лукашенко управляет государством, детально вникая во все сферы и проблемы и решая их. Это просто за гранью человеческих возможностей. Плюс противостояние мировым выпадам. Время сейчас неспокойное, нестабильное.
Говорить, что всё и все вокруг виноваты, и критиковать намного проще, чем что-то реальное сделать самому.

— В 2020 году вы были наблюдателем избирательной комиссии, а в 2022‑м — заместителем председателя комиссии по референдуму в Фаниполе. Как думаете, провокации будут?

— Тогда действительно некоторые вели себя не совсем адекватно и вызывающе. Потребовалось даже вмешательство омоновцев. Сейчас, уверен, все будет иначе. Чем дальше то время, тем четче и яснее становится роль провокаторов и предателей. Не стоит забывать и годы Великой Отечественной войны. Раньше мы как-то не особо заостряли на этом внимание, теперь же, исходя из мировой ситуации, пришло время дать оценку поведению каждого. И в военное, и в мирное время.

— Что сейчас самое важное?

— Идеология. Чтобы каждый, не раздумывая, шел защищать (!) свою Родину. Пока же — в Год мира и созидания — будем уходить от импорта и создавать то, в чем еще зависимы от других. Будем избавляться от этих болевых точек, чтобы и дальше родная Беларусь была независимой и процветающей.

tyshkevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter