Тереза Мэй: следующий теракт в Британии, возможно, уже нельзя предотвратить

Критический уровень угрозы

Следующий теракт в Британии, возможно, уже нельзя предотвратить. Эти слова, сказанные премьер–министром Терезой Мэй во время посещения места теракта в «Манчестер–Арене», вызвали у британцев тяжелые чувства и размышления. Одно дело — гипотетическая угроза, с которой здесь, так же, как и во всем Евросоюзе, свыклись, как свыкается организм с ослабленным иммунитетом к постоянным атакам вирусов... Другое — когда этот организм отчаянно сигнализирует о прямой и явной угрозе. Таким сигналом стало объявление, сделанное Терезой Мэй там же, в «Манчестер–Арене», о повышении уровня террористической угрозы в стране с нынешнего «серьезного» до максимального «критического».


Это уже шок, во всяком случае, для политической системы. Со времен парижских терактов мы знаем, что европейские власти не предпринимают никаких кардинальных шагов по борьбе с терроризмом. Что и понятно — кардинальные меры означают жесткие ограничения по приему новых потенциальных террористов, маскирующихся под беженцев. И высылку тех, кто уже засветился в радикальных организациях и центрах, которых полно на территории стран Евросоюза. Почему европейские власти этого не делают? Они боятся вызвать эмоциональную реакцию, которая, по словам исследователя бельгийской Королевской военной академии и Свободного университета Брюсселя Дидье Леруа, «поможет сплавить в одну динамичную амальгаму мусульманство, исламизм и джихадизм».

Как говорится, до чего же все запущенно, если исследователи всерьез допускают соединение всех этих вещей в своем обществе...

Увы, установление личности террориста, взорвавшего «Манчестер–Арену», подтверждает именно такую социальную мутацию. Им оказался Салман Абеди — 22–летний гражданин Великобритании ливийского происхождения. Как сообщается, родители Абеди бежали из Ливии от режима Муамара Каддафи. Проведя несколько лет в Лондоне, семья переехала в Манчестер.

А вот теперь британцы могут передать большой привет бывшему премьер–министру Тони Блэру. Еще в 2011 году его предупреждали — в случае отстранения Муамара Каддафи к власти в Ливии придут террористы, которые впоследствии двинутся на Европу. Об этом сообщала The Guardian со ссылкой на документы, обнародованные британским министерством иностранных дел. Из расшифровок телефонных переговоров следует, что Блэр просил Каддафи уйти в отставку, на что ливийский лидер ответил, что в этом случае к власти в Ливии придут террористы, которые впоследствии захотят получить контроль над Средиземноморьем и далее — Европой.


Так оно и случилось...

Манчестерский террорист–смертник бывал в Ливии, уточняет газета Times. Школьный друг Абеди рассказал изданию, что тот уехал туда три недели назад и вернулся за несколько дней до взрыва. Полиция и спецслужбы пытаются установить, прошел ли он подготовку в ливийском лагере джихадистов, где действуют группировки «Исламское государство» и «Аль–Каида». Самая главная задача сейчас — определить, действовал ли преступник в одиночку или же у него были сообщники.

Увы, судя по словам премьер–министра Терезы Мэй, надо готовиться к худшему. Мэй предположила, что в стране есть целая группа людей, причастных к теракту в Манчестере.

А вот тут, кроме вопросов к политикам, возникают претензии к спецслужбам.

Уже известно, что для создания взорванной Абеди мощной бомбы использовались материалы, которые трудно достать в Великобритании. Би–би–си задается вопросом: каким образом нападавший заполучил это устройство, учитывая, что для его изготовления требуются специфические навыки?

Если его научили делать бомбы, а это мог сделать кто–то, воевавший в рядах джихадистской группировки «Исламское государство» в Сирии или Ираке и вернувшийся оттуда. А если он сам научился делать бомбы, то как ему удалось остаться незамеченным?

«Последний вариант представляется наихудшим, поскольку он подразумевает, что в Британии безнаказанно орудует специалист по изготовлению взрывных устройств, — пишет Би–би–си. — Этот кто–то до сих пор не попадал в поле зрения служб безопасности. Он нашел способ подбирать потенциальных добровольцев, не выдавая себя. И он вновь может нанести удар».

Да, тяжелый вывод. В разведке США считают: помимо того, что Абеди имел явные связи с «Аль–Каидой», он мог контактировать с другими террористическими группировками.


А пока министр внутренних дел Эмбер Радд сообщила, что патрулировать улицы британских городов будут наравне с полицией 3.800 военнослужащих британской армии. Дополнительно будут охраняться все ключевые объекты инфраструктуры и туристические достопримечательности по всей стране.

ИГ накануне взяла на себя ответственность за нападение в Манчестере.

КСТАТИ

По делу о взрыве на концерте в Манчестере вчера арестованы еще трое подозреваемых. Таким образом, число взятых под стражу в ходе расследования достигло четырех человек. Один из арестованных является братом предполагаемого террориста–смертника Салмана Абеди.

Фото РЕЙТЕР

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter