Критическая масса

Об экономическом кризисе в ЕС

На этой неделе широкие европейские массы, протестовавшие на улицах Рима, Лиссабона и Берлина, получили четкий и однозначный ответ, кому придется платить за кризис. Законодатели решили: платить придется самим людям, а не тем, кого демонстранты призывали привлечь к ответственности.


Сенат итальянского парламента, несмотря на массовые протесты, одобрил пакет правительственных мер строгой экономии на 54 миллиарда долларов. Испанский сенат, в свою очередь, принял «золотое правило», которое ограничивает размеры дефицита бюджета. Все это означает — придется потуже затянуть пояса...


Ну и, наконец, общественность Германии, от имени которой подала иск группа немецких профессоров и депутатов бундестага, свое дело тоже проиграла. Федеральный конституционный суд признал законным создание Европейского фонда финансовой стабильности, а значит, простым немцам придется расплачиваться за чужие долговые проблемы.


Казалось бы, вот он, карт–бланш на любые действия, которые считает нужным предпринять правительство. Но есть еще одно золотое правило, которое никогда не следует нарушать. А именно: баланс между наиболее богатыми и наиболее бедными слоями населения. Отсюда — и любопытная балансировка, которую мы наблюдаем в последнее время.


Вот, например, шестнадцать богатейших людей Франции попросили повысить им налоги. Потому что, по их собственным словам, они хотят помочь своей стране в ситуации, когда «Франции грозит дефицит бюджета и увеличение государственного долга, когда правительство призывает общество к солидарности». Под этим призывом в издании Le Nouvel Observateur оставили автографы наследница лидера мирового рынка косметики L’Oreal Лилиан Бетанкур и глава нефтяной компании Total Кристоф де Маржери. Также обращение подписали руководители Air France–KLM, Danone, Peugeot–Citroen и Sociеtе Gеnеrale.


Понятно, что ценность этого предложения вовсе не в лишних сотнях или даже тысячах евро налоговых отчислений. Ценность в том же девизе, который мы так часто слышим по телевизору, когда идет реклама любимой и многими белорусами продукции L’Oreal — «Я этого достойна!».


Слышим, но понимаем ли? Человеческое достоинство — это главное богатство социального общества. Вот почему, когда кризис начал угрожать достойному существованию — а такой угрозой является бедность, невозможность нормально питаться, учиться, лечиться, одеваться, — королева косметологии Лилиан Бетанкур сделала символический жест: «Возьмите с меня лишние налоги!» Понятно, что от этого миллиардерша не обеднеет, она как летала на личном «Боинге», так и будет летать, как отдыхала на самом лучшем курорте, так и будет отдыхать.


Но! «Их» бизнес, построенный исторически, уже дошел до такой кондиции, когда появляется и нравственность. Я не сказала бы, что у Лилиан Бетанкур проснулась совесть, когда она вдруг осознала, что 13,5% ее соотечественников живут за чертой бедности, которая во Франции установлена на уровне 954 евро в месяц.


Это вовсе не голос совести. В бизнесе, как известно, совести нет. Королем хочется быть всегда, но короли, подобные Лилиан Бетанкур, уже не хотят жить в грязи, не хотят жить в своей стране, как в осажденной крепости. Заявляя о поддержке своего государства в момент кризиса, она тем самым повторяет девиз собственной компании — я этого достойна! Достойна жить в обществе, которое не перешагнет за опасную черту бедности.


Эту истину поняли даже в России, которая всегда была в европейских лидерах социального расслоения. И не случайно перед выборами там появился такой любопытный персонаж, как Михаил Прохоров, миллиардер, олигарх, ранее прожигавший жизнь на Лазурном берегу, а теперь заявляющий, цитирую: «Жизнь на грани или ниже прожиточного минимума калечит сознание людей».


И я не считаю, что Прохоров здесь неискренен. Просто, нажив огромные деньги, в России поняли, что за границу все не утащишь, а в собственной стране в резервации не проживешь. Вот что написал Прохоров в своем блоге: «Бедность порождает собственную субкультуру. Человек предпочитает получать пять тысяч и ничего не делать, чем работать больше за 25. Привычка заливать бедность «социальными» деньгами ведет к тому, что тление распространяется все глубже. Человек отвыкает жить своим трудом, отвыкает работать и, как следствие, не может накапливать. Он живет одним днем. «Хлеба и зрелищ» — все, что становится нужно. Это и есть люмпенизация сознания. Это уже было. Перед гибелью множества цивилизаций».


А так как гибели себе никто не желает, то приходит понимание, что жить надо по–другому. Создавать бизнес–среду не только для себя, но и для других. Иначе расти будет не только прибыль от непрозрачных, спекулятивных схем бизнеса, но и критическая масса.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter