Критерий истины – практика. И экономика

Целая плеяда ученых свои первые шаги в науке сделали именно в стенах родной альма-матер и сейчас благодарны судьбе, что когда-то их выбор пал именно на этот вуз.

Почти треть работающих в Научно-практическом центре НАН Беларуси по животноводству во главе с генеральным директором НПЦ кандидатом сельскохозяйственных наук Николаем ПОПКОВЫМ — выпускники Белорусской государственной сельскохозяйственной академии

Целая плеяда ученых свои первые шаги в науке сделали именно в стенах родной альма-матер и сейчас благодарны судьбе, что когда-то их выбор пал именно на этот вуз.

В 1968 году студентом БГСХА стал и Николай Попков. А уже после четвертого курса исполнял обязанности главного зоотехника колхоза имени Андреева Шкловского района, который возглавлял известный руководитель Николай Яковлевич Горбатый. Он увидел в молодом специалисте задатки организатора сельскохозяйственного производства. Так получилось, что в его деятельности наука будет постоянно сопряжена с практикой.

В двадцать пять лет, после службы в армии, ему предложили должность председателя колхоза. Вызвали в область на собеседование. Секретарем обкома партии по селу был тогда Алексей Степанович Камай. Долго беседовали, перед тем как расстаться, Камай сказал: «Езжайте домой и продолжайте работать. О своем решении сообщим». А 6 декабря 1976 года пришла телефонограмма отправить Попкова в распоряжение областного управления сельского хозяйства. И стал Николай Андреевич главным зоотехником управления сельского хозяйства Могилевского облисполкома. Потом перешел на партийную работу — инструктором сельскохозяйственного отдела Могилевского обкома КПБ. А спустя пять месяцев возглавил животноводческую отрасль Могилевской области и 18 лет отдал этому делу.

В середине 80-х Николай Андреевич решает поступать в аспирантуру, на заочную форму. Его намерение поддержал старший брат Василий, который в ту пору работал проректором Белорусской сельскохозяйственной академии. И хотя работать и учиться оказалось делом сложным, в марте 1990 года Николай Андреевич защитил кандидатскую диссертацию. Научный труд заставлял писать хотя бы по два листа в день. Понимал: дашь слабину, потом не наверстаешь. Да и брат постоянно твердил: «Лучше откажись от должности, но аспирантуру не бросай».

Потом в его карьере были другие ответственные должности, что прибавляло опыта руководителя, а научная школа позволяла лучше видеть перспективу.

Повышению качества научного сопровождения агропромышленного производства во многом поспособствовала проведенная по инициативе главы государства реорганизация аграрной науки — создание отраслевых научно-практических центров, в том числе и по животноводству, который возглавил Николай Андреевич. Сразу же была определена стратегия развития центра в увязке с практическим влиянием на положение дел в животноводстве страны, взят курс на обеспечение перевода отрасли на инновационный путь развития и обеспечение производства конкурентоспособной и товарной продукции. «В современных условиях в основу должна быть положена экономика, а не производство ради самого производства», — считает Николай Андреевич.

Взять, к примеру, молочное направление. К 2015 году основное производство молока необходимо сосредоточить в 700—800 специализированных сельскохозяйственных организациях на крупных фермах по 900—1000 и более коров, где будет производиться не менее 70 процентов общего объема молока. Планируется иметь около 1000 ферм с поголовьем 1000 коров и 1000—1200 реконструированных ферм со средним размером 400—600 голов. При этом число ферм в стране сократится в два раза, а их размер увеличится с 250 до 400—450 голов. Кстати, о повышении эффективности ведения животноводства Беларуси на основе инновационной системы развития отрасли пойдет речь и на научной конференции, которая состоится в октябре в Горках.

Учеба в академии помогла привести в систему практические знания и доктору сельскохозяйственных наук доценту Лидии Алексеевне Федоренковой, отдавшей науке более 30 лет. После Смольянского сельскохозяйственного техникума, который она закончила в 1963 году, 13 лет проработала главным зоотехником совхоза «Красногвардейский» Пуховичского района. В то время главный специалист Министерства сельского хозяйства, Раиса Ивановна Никитенко, с которой приходилось общаться по долгу службы, наставляла в чем-то робкую, но с пытливым умом молодую женщину: «Лидочка, надо учиться дальше». А однажды приехала и привезла учебники для подготовки к поступлению в вуз. Так в 66-м Лида и стала студенткой-заочницей Горецкой академии. Преподаватели с уважением относились к работающим специалистам, получающим высшее образование. На экзаменах могли с ней дискуссировать, но в завершение Лидии Федоренковой жирно выводили «пятерки». Ей нравилось учиться, и тогда она мечтала, что, заработав много денег, обязательно накупит себе много книг — чтобы занимали целую полку во всю стену. Успевала написать курсовые не только себе, но и сокурсникам, попавшим в цейтнот. До сих пор помнит многих преподавателей, к сожалению, не всех по имени-отчеству: Зою Гавриловну Томсон, Светлану Менчукову, П. И. Шумского…

В отдел разведения и селекции свиней тогдашнего Института животноводства ее «перетащила» Софья Васильевна Силич, с которой познакомилась в годы учебы в академии. Сейчас это лаборатория гибридизации свиноводства. Более 20 лет отдано созданию белорусской мясной породы: сама ходила на ферму, отбирала животных, следила за их развитием. Породу утвердили в 1997 году. Ей дали патент и авторское свидетельство. За такой труд в Советском Союзе получали вознаграждение, равное стоимости автомобиля. Она как автор получила тогда всего лишь 140 долларов.

— Работа селекционера требует много сил, знаний, навыков и терпения, — говорит Лидия Алексеевна. — Мне повезло, что сразу же попала в творческий коллектив, где каждый готов был жертвовать личным ради науки. Первым руководителем был академик Иван Николаевич Никитченко. При Союзе мы создавали СМ-1 (советскую мясную), и Никитченко входил в состав совета, координирующего эту работу. Когда же республики отделились, были созданы украинская мясная, российская скороспелая и наша. Но селекционный материал все использовали белорусский. Кстати, качество мяса нашей породы лучше тех же ландрасов и йоркширов. Оно мягче, сочнее, с большей прослойкой шпика.

Лидия Федоренкова — автор и других пород и типов свиней.

Сейчас при Республиканском селекционном центре по свиноводству функционирует нуклеус на 500 маток породы йоркшир и ландрас. Селекционно-племенная работа фермы-нуклеуса ГП «Жодино АгроПлемЭлита» осуществляется по принципу головного племзавода, откуда чистопородные хряки и свинки реализуются селекционно-гибридным центрам, другим племхозяйствам, что способствует ускоренному размножению высокоценного молодняка. Благодаря разработанной и внедренной в производство новой системе племенной работы и гибридизации с лучшими мировыми генотипами в хозяйствах республики планируется получать 60—65 процентов конкурентоспособной мясной свинины. Учитывая традиции населения страны в потреблении шпика, оставшуюся часть планируется производить с использованием сугубо отечественных пород. За счет применения наукоемких инновационных технологий будет дополнительно получено 100 тысяч тонн свинины на сумму 300 миллиардов рублей в год.

Научно-практическим центром создается отечественная племенная база и для обеспечения птицеводства, молочного скотоводства, других отраслей. Ведутся разработки в области кормопроизводства, ресурсосберегающих технологий в скотоводстве. Научный поиск идет в генной инженерии, генетике. И на каждом направлении работы достигнут практический результат.

Елена КЛИМОВИЧ, «БН»

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter