Телеведущая Кристина Козел уверяет, что футбол в Беларуси есть

Кристина КОЗЕЛ (Беларусь 5): «Наши футболисты думают о себе хуже, чем они есть»

Телеведущая Кристина Козел: футбол в Беларуси есть
Вчера во Франции стартовал чемпионат Европы по футболу. С автором и ведущей программы «Козел про футбол» Кристиной КОЗЕЛ на этом фоне мы решили поговорить о состоянии белорусского футбола. К слову, журналистку, выбравшую себе такое неженское занятие, предварительно мы решили… протестировать, предложив ей несколько вопросов. Например, что такое на футбольном лексиконе «тики-така», в каком году минское «Динамо» впервые в истории стало чемпионом Советского Союза и какая страна в 2010 году завоевала титул чемпиона мира по футболу? Кристина уверенно отвечала: футбольный стиль игры, основанный на коротком пасе; в 1982 году; Испания.



— Кристина, ты посягнула, считай, на святое — стала футбольным экспертом в юбке. Комментариев по этому поводу хватает всяких. Поэтому и решила удостовериться. Впрочем, я и предполагала, что вряд ли человек, проучившийся в аспирантуре БНТУ, может быть просто говорящей головой. Удивило, что так кардинально решила изменить сферу деятельности. 

— Я горда, что прошла ваш тест. Футбол для меня был чем-то естественным еще в детстве. Смотрит матч отец, и я вместе с ним. Он объяснил мне смысл: от своих ворот нужно доставить мяч в противоположные, тебе мешают другие люди, и это борьба. Красненькие играют с беленькими. Последние – сборная Англии, и за них надо болеть. Я наблюдала, и появлялся азарт. 

Совершенно осознанно собиралась стать кандидатом экономических наук. Но футбол был рядом. Я ходила на стадион «Динамо». Ухаживающий за мной молодой человек подарил мне ТВ-тюнер, чтобы в общежитии я смогла смотреть игры чемпионата мира по футболу 2002 года на компьютере. Когда мне говорили: «Кристина, дождь, снег — опять ты на футбол!», я просила: Господи, пошли мне такую работу, чтобы можно было совершенно законно и не отпрашиваясь ходить на матчи в любую погоду! Просто взывала! Совсем тогда не думала, что это может быть журналистика! 

Потом я окончила аспирантуру, преподавала в БНТУ. Первый год работала как преподаватель-стажер, свободного времени при такой должности много, и устроилась в газету «Все о футболе». Надо было писать о юношеских сборных, это считалось непрестижным, но речь о заработке не шла. 

У меня было готово 70 процентов диссертации, когда поняла, что заниматься исследованием малого бизнеса больше не хочу. Вне зависимости от того, сколько ты зарабатываешь, мне нравится обзванивать тренеров, вести статистику игр. После окончания срока отработки в университете я прошла кастинг ведущих Белтелерадиокомпании. Пришлось выбирать между футболом и университетом. Помню, моя завкафедрой Зоя Николаевна Козловская еще спрашивала: «Как можно променять серьезную работу на футбол?» — но к моему решению отнеслась с пониманием. 

— Кристина, ты родилась в Снове Несвижского района. В деревнях еще можно увидеть мальчишек, собравшихся погонять мяч. Может, и ты играла вместе с ними?

— Деревня у нас достаточно большая. Я жила в центральной части, где все заасфальтировано. Из детей нашего возраста был только один мальчишка. Поэтому дворовых игр не было. 

В школе могла стать в ворота, но исключительно потому, что мальчишкам не хватало игроков. Пару раз выходила сыграть в поле, и совершенно случайно удавалось обвести одноклассника Витю, который считался хорошим игроком. После этого парни решили: Козел в футбол не берем, опозорила. 

— За какую зарубежную и отечественную команду болеешь?

— За «Манчестер Юнайтед» и сборную Голландии. Так повелось с детства. Голландцы тогда демонстрировали быстро атакующий футбол. Мне все равно, как они играют сейчас, но если прикипел к ним, верен будешь и дальше. Если бы на топ-турнир вышли белорусы, то я безоговорочно держала бы кулачки за них. 

С точки зрения профессиональной этики какую-то белорусскую команду некорректно выделять. Есть симпатии, но они проявляются исключительно по ходу каких-то конкретных игр и продиктованы развитием событий на поле. Жив бы был несвижский «Верас», тогда предпочтения понятны, потому, что еще когда в детстве он приезжал к нам в Снов, это было грандиозное событие. Сейчас из-за землячества есть теплое чувство к ФК «Городея». Особенно приятно, что Несвижский район представлен в высшей лиге. 

— Белорусский футбол вообще существует?

— Конечно, а иначе во что команды играют? Он определенно есть, и его уровень не настолько плох, как кажется. Здесь есть проблема ожидания и реальности. Если прийти на матч команд высшей лиги в предвкушении повторения игр английской премьер-лиги, немецкой бундеслиги, то эти ожидания будут неоправданы. Но если у вас есть понимание, что вы идете на наш футбол, смотреть на наших игроков, у вас не возникнет мысли назвать его каким-то неправильным. 

Возьмите, например, российский фильм с известными актерами. Никто не возмущается, что в ролях не Джулия Робертс, Скарлетт Йоханссон. Есть фильм голливудский, есть российский. Так, играли недавно брестское «Динамо» и жодинское «Торпедо-БелАЗ». Голам, которые забивали Максим Чиж и Александр Демешко, поаплодировали бы голландцы и итальянцы. 

— А как оцениваешь уровень нашей тренерской школы? 

— Наверное, будучи журналистом, не совсем корректно говорить об этом. Но если Виктор Гончаренко, Александр Ермакович выводят БАТЭ в групповой этап Лиги чемпионов УЕФА, встречаются с тренерами топ-уровня, значит, они что-то из себя представляют. Говорить огульно обо всех тренерах не могу. Я наблюдала за работой человек 15 в детско-юношеских командах, а их ведь намного больше. Так что со статистической точки зрения выборка не репрезентативная, и выводы нельзя делать. Поймите, ведь и за рубежом за тренерами топ-уровня сотни тех, кого мы не знаем. 

— Может быть, наши игроки не уверены в себе? 

— Знаете, в одном из последних выпусков мы беседовали с Александром Седневым. В прошлом году он возглавлял «Белшину», а сейчас тренирует могилевский «Днепр». Он рассказывал, что у него хороший набор игроков. Но проблема в том, что многие считают себя хуже, чем есть на самом деле. Соглашусь. Кроме того, есть и те, которые, сделав шаг, начинают мнить себя звездами. Золотой середины, к сожалению, меньше всего. 

— Кристина, а для тебя существует разница между женским и мужским футболом?

— Да. Это как два разных вида спорта. Мы не будем спорить с очевидным — пускай правила те же, 11 игроков, мяч круглый, однако женская и мужская игра отличаются. Но если представительницы слабого пола хотят играть – пусть. 

Я приехала в конце мая в Борисов на финал девичьего чемпионата Европы. Было много ошибок в игре. Сложно представить, чтобы так исполняли пенальти мальчишки. Но я обратила внимание на другое – какой был антураж! Парни или девушки, УЕФА одинаково красиво все оформляет. Хочется туда идти! В Бресте проходил финал Кубка Беларуси между БАТЭ и «Торпедо-БелАЗ», и не в обиду сказано, но финалиста награждали много хуже, чем юных чемпионок Европы. Вполне вероятно, что из них и половина играть не будет. А вот «Торпедо-БелАЗ» впервые в своей жизни берет трофей, и нет даже конфетти. Футбол нормальный, а околофутбол — нет. 

— Кристина, разумные вещи говоришь. Поясни тогда ход, когда ты снялась в откровенной фотосессии для календарей на тему футбола.

— Это как раз таки благодаря экономическому образованию, а именно достаточно известному в Беларуси маркетологу, моему преподавателю Сергею Владимировичу Глубокому. Из тех маркетинговых схем и ходов, о которых он нам рассказал, я даже половину не использовала. Считаю, что такие промовещи должны существовать, Европа этим давно пользуется. 

Первый календарь выстрелил, второго и третьего ждали. Я удивлена, что до меня это не было сделано. Можно ведь не только девушек, но и мужчин красиво преподнести. Если благодаря этому календарю кто-то выучил название нашей программы и стал чаще бывать на футболе, значит, все было не зря. 

— Какие правила надо соблюдать, чтобы к девушке на поле относились всерьез?

— В футбольных кругах ко мне уже привыкли со времен работы в газете. Есть правила и нормы поведения, за рамки которых ты не можешь выходить. Условно говоря, в короткой юбке на бровку не пойдешь. Нужно изначально понимать, куда ты отправляешься и зачем. Кроме того, думаю, по моим вопросам и манере общения видно, что я в теме. 

— В футболе специфическая лексика, она не ограничивает?

— Бровка – край поля. Офсайд – вне игры. Если есть синоним, то один-два. Но вроде бы имею неплохой словарный запас, чтобы не ограничивать себя. Другое дело, как футбольная лексика входит в твою жизнь. Еду на машине — надо прижаться к левой или правой бровке. Я не помню слова обочина! Пришла на баскетбол в первый раз. Вижу, нападающий вышел вперед, ему делают далекий заброс, а я кричу: «Вне игры!» Потом краснею, ведь там такого нет.

— Кристина, некоторые эксперты футбола не любят смотреть матчи с комментаторами. А ты?

— Обычно отключаю в телевизоре звук и смотрю под музыку. Они действительно зачастую мешают мне воспринимать футбол. Но не все. Есть комментаторы, которые рассказывают очень интересно. Кроме того, если трансляция идет на английском, то оставляю звук, чтобы слушать язык.

— Всегда ли во время игры, о которой ты рассказываешь, есть динамика? Совпадают ли музыка и картинка?

— Наша цель — показать, что отечественный футбол интересен. Не случайно изначально мы выбрали точки для съемок возле бровки, за лицевой линией, потому что, когда стоишь там, ты больше причастен к игре. Кадры пробежки получаются динамичнее, чем сверху. А к музыкальному сопровождению я подхожу тщательно, может быть, потому, что есть музыкальное образование. После того как увижу матч, в голове уже четкое осознание, какая музыка соответствовала бы происходящему. Например, если темп композиции рваный или более спокойный, динамичный или приподнятый — значит такой была игра. 

— Как проводишь свободное время?

— Очень люблю читать, играть в онлайн-стратегию «Герои», смотреть научно-популярные программы и, конечно, слушать музыку. 

— Спасибо за беседу!

korshuk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter