Спектакли в обмен на квартиру: мошенники из Витебска были настоящими театралами

Криминальный театр


Резонансное преступление всколыхнуло город два года назад. Витебские милиционеры вышли тогда на банду преступников — те обманывали людей, забирая у них квартиры. С какими трудностями столкнулась при расследовании непростого дела следственная группа и почему молчали пострадавшие? Вместе со следователем по особо важным делам УСК по Витебской области подполковником юстиции Дмитрием Фроловым мы вновь возвращаемся к тем событиям.

…Восемь пострадавших от «черных риелторов». И только одному из них повезло: мошенники не успели продать его квартиру, хотя для этого уже все было готово. Сегодня Дмитрий Фролов отмечает: 

— К сожалению, есть основания предполагать, что преступлений было совершено намного больше. В ходе расследования выяснилось: группа преступников начала действовать как минимум в 2010 году. А уже через пять лет они разыграли хорошо продуманный спектакль про клад и обманом отняли квартиру у одного из витебчан. Сколько всего было таких эпизодов? Сложно сказать — злоумышленники выбирали тех граждан, которые ввиду своего увлечения спиртным не только не были способны отстаивать собственные интересы, но и осознавать последствия своих действий.

коллаж Виктории Шкарупы.

Механизм обмана

Итак, в преступную группировку входило трое фигурантов. Естественно, все неработающие. У каждого — семья и дети. Один — в статусе многодетного папы. Роли в общем «бизнесе» распределены. Например, 49-летний Виктор любил выпить, потому легко входил в доверие к людям с таким же хобби. Ему и поручили предварительную обработку «клиентов». Еще двое — 44-летний Сергей и 32-летний Павел — являлись главными «сценаристами».

Так где же искали преступники будущих жертв? В списках должников, вывешенных в ЖЭУ. В разговорах с жителями домов, которые жаловались на аморальное поведение соседей. «Прорабатывали» даже своих знакомых. И находили. Преимущественно — в центральных районах города.

Начиналось во всех случаях традиционно. Виктор «случайно» знакомился с владельцем жилья. Проводил разведку — нет ли у него близких родственников, которые опекают алкоголика. Потом переходили к плану Б. Пару недель новоиспеченный «благодетель» банально спаивал гражданина. Конечно же, за свой счет. 
Бесплатная водка лилась рекой, закуски хватало. В застольных разговорах все подводилось к тому, что пора бы «Саше», «Васе», «Пете» резко поменять свою жизнь. Что ловить здесь, в этой двушке-трешке, где за неуплату уже отключены и свет, и вода? Ведь можно выгодно продать городское жилье и купить классный домик на природе со всем готовым — с бытовой техникой, хорошей мебелью и приятными соседями, которые не будут ругаться и жаловаться.
Клиенты потихоньку созревали. Вот тут новый собутыльник, уже ставший для них закадычным другом, и знакомил с «нужными» людьми. На арену выходили Сергей и Павел. Трудности их не пугали. Они в красках расписывали преимущества загородной жизни, компенсировали коммунальные долги, в случае необходимости занимались приватизацией жилища, с использованием третьих лиц оформляли генеральные доверенности, искали покупателей, заключали сделки. Самое интересное, что им верили безгранично. Практически никто из пострадавших даже не попытался заранее взглянуть на обещанное ему «благоустроенное» жилье. 

— В итоге, — резюмирует Дмитрий Фролов, — людей переселяли в ветхие и непригодные для проживания брошенные дома. Преступники приобретали их за бесценок — 300—500 долларов. Только в одном случае решились заплатить тысячу долларов, но и в том доме жить было нельзя. Продавали же квартиры в центре города, добытые преступным путем, как минимум за 20 тысяч долларов. Кстати, чуть ниже рыночной стоимости — для скорейшей реализации.

От клада до изнасилования

А если клиент, на обработку которого уже были затрачены энные суммы, оказывался несговорчивым? Вот тогда преступники и разрабатывали беспрецедентные по своим творческим замыслам сценарии. 

…47-летний Валерий Петрович оказался твердым орешком. Поили его, поили, уговаривали-уговаривали, а тот никак не хотел отказываться от своей двухкомнатной квартиры по проспекту Фрунзе. Но криминальная «труппа» отступать не привыкла. Предложили товарищу подзаработать — в строящемся частном доме нужно было вырыть траншею. Хозяин обещал платить ежедневно. Работали вместе с Павлом и Сергеем. День, второй… 
В один из моментов лопата новоиспеченного подрядчика вдруг уперлась во что-то металлическое. Откопал жестяную банку. А в ней — золото. Часы, браслеты, кольца! Вместе решают о находке промолчать, драгоценности продать. Благо, у вездесущих друзей и знакомая скупщица нашлась. Предложила за все 5 тысяч евро. Согласились.
— Скорее всего, в пачке денег тогда была «кукла», — предполагает следователь. — Но одна из купюр — настоящая. Ее обменяли, закупили водки и продуктов. Остальную наличность отдали Павлу: спрячь, мол, завтра разделим на троих. После этого хорошо отметили удачу. Вот только, как и следовало предполагать, утром валюта вдруг исчезла.

Вторая беда: хозяин дома обнаружил пропажу своего «тайника» в земле. Заявил, что драгоценностей там было аж на 20 тысяч долларов. Достал биту и отмолотил всех «соучастников» кражи. Потребовал немедленно возместить ущерб. А так как денег у виновников ЧП нет, пригрозил отнять жилье. Тут Павел и Сергей, как «друзья по несчастью», советуют Валерию Петровичу срочно принять меры к сохранности своего имущества. Надо, мол, быстренько кого-нибудь прописать. А сами пообещали поехать в Россию на заработки и выплатить обиженному хозяину коттеджа долг. Перепуганный пенсионер визирует доверенность на третье лицо. И хотя нотариус объясняет ему последствия такого действия, он соображает туго. Ставит подпись и лишается жилья. Взамен получает бросовый домик вдали от города. 

Но апофеозом криминального театра стала история с изнасилованием и убийством. Так «режиссеры» разыгрывали своего 65-летнего знакомого Анатолия, который никак не решался на «выгодный» переезд в глубинку. Его пригласили на легкие заработки (все в тот же частный дом-сцену). Вместо работы организовали недельный запой. После одной из вечеринок Анатолий уснул на диванчике. Рядом с ним «сценаристы» уложили специально приглашенную для участия в розыгрыше 39-летнюю знакомую. 
…Девушка раздета. В руки мужчине, спящему беспробудным сном, всовывают испачканный кетчупом нож. На полу у дивана — еще один «убитый и окровавленный» артист. По сигналу дама начинает истошно орать. Анатолий шокирован: ему сообщают, что он изнасиловал женщину и убил своего собутыльника. 
В комнату заходит сотрудник милиции (Павел), показывает удостоверение — красную обложку времен СССР с нарисованной ручкой надписью «УВД». Грозится: ты убийца и насильник, но милостиво предлагает решить проблему миром. За немалую сумму. Для пущей убедительности «члены опергруппы» накрывают «труп» простыней и выносят. Жертва розыгрыша соглашается на все и подписывает доверенность… 

Вместо «Оскара» — приговор 

На расследование этого уголовного дела ушло около полугода. В отношении всех обвиняемых и потерпевших пришлось проводить судебно-психиатрические экспертизы. Опрошены десятки свидетелей. По сути, именно на их показаниях и пришлось строить обвинение — сами жертвы «черных риелторов» свои анкетные данные и те толком назвать не могли. Нотариусы, сотрудники агентств недвижимости, покупатели квартир, продавцы заброшенных домов и третьи лица, которых использовали «втемную», — все указывали на то, что главную роль в совершении сделок играли именно члены преступной группы. Владельцы городских квартир хором действовали строго по их указке. 

Куда тратили деньги обвиняемые? Больших богатств у них не было. Виктору платили по остаточному принципу. Сергей с Павлом якобы играли в казино. Что будет дальше с потерпевшими? Жилье им никто, конечно же, не вернет. Обвиняемые обязаны компенсировать ущерб. Каждый из организаторов этого криминального «шоу-бизнеса» получил по заслугам: от 5 до 8 лет лишения свободы. 

begunova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter