«Крик на хуторе»

Колокола  Добра  и  Зла  звенят  в  душах  героев  нового  романа  Георгия  Марчука

Колокола  Добра  и  Зла  звенят  в  душах  героев  нового  романа  Георгия  Марчука

У белорусских писателей есть немало добротных книг о Великой Отечественной войне. Роман Георгия Марчука «Крик на хуторе» — это новое слово о трагедии и героизме, о силе духа и мужестве наших людей разных национальностей. 

В центре повествования судьба Змитро Летуна и его семьи: сыновей Игната, Юзика, Микиты, дочерей Мани и Ули. Бедно, бесправно жили они при поляках. Паны и за людей-то их не считали. Но работящему главе семьи Змитро Летуну удалось ценой неимоверных усилий выбиться в крепкие хозяева, заиметь свой хутор, свой кусок земли. За эту землю он отдал в прислуги пану Шидловскому свою дочь Улю, заведомо зная, догадываясь, что оставит она там, в их имении, не только свое здоровье, но и девичью честь. Игнат пойдет по пути революционной борьбы с пилсудчиной; Микита станет агентом дефензивы, сектантом, а потом православным священником; Юзик при немцах волей случая попадет в полицию, но будет работать на партизан; Уля, перенесшая драматические события, тоже станет служить делу освобождения родины от страшного ига. 

Сумел ли автор романа передать читателю всю глубину чувств и помыслов своих героев, трагедийность их постоянных поисков счастья на земле? 

Думается, не только сумел, но сделал это весьма успешно, более того – талантливо. 

Мы уже упоминали, что писатель сосредоточил свое внимание на жителях хутора. Но Змитро Летун, его дети и внуки окружены и другими людьми: родственниками, просто знакомыми, друзьями и недругами. У каждого из них своя судьба, но они тесно, неразрывно связаны обстоятельствами с судьбами Змитро Летуна и его детей. 

Безусловной заслугой автора, на мой взгляд, следует считать глубокий и всесторонний психологизм романа. Мы узнаем и запоминаем героев не по именам и не по портретам, а по их размышлениям о жизни и месте человека на земле. У каждого или почти у каждого своя линия поведения, свой внутренний судья – совесть. 

Этот судья больше всех и чаще всех мучает Микиту – младшего из сыновей Летуна – доброго и отзывчивого от рождения. Не случайно, став священником, он укрывает от немцев в церкви раненого партизана Мишенина, а во время казни окруженца Федора Панкратова молится о спасении его и своей грешной души. Искренне верующий в Бога и в то же время сомневающийся в его существовании Микита понимает, что война является наибольшим глумлением над личностью, что боязнь смерти искушает человека на вседозволенность и, хочет он этого или нет, оправдывает и предательство, и измену. Он ненавидит немцев. Но… пойдет ли он в партизаны, если его позовут туда? Нет, не пойдет, но по-своему будет противостоять врагам. 

Колокола добра и зла звенят в душах героев романа. Микита хочет, но не может определить, где и в чем заключено добро и зло – где правда жизни и ее оборотная сторона – ложь. 

А вот его родной брат Игнат давным-давно разобрался в этой, в общем-то, нехитрой философии. Он видит правду в добре, а ложь в зле. Он революционер, он с народом во всех своих делах и помыслах. Ради любви к ближнему стойко переносит он нечеловеческие муки в застенках Картуз-Березы, не колеблется, убивает насильника Мани, ибо, поступи он по-иному, это будет равносильно измене, предательству, грехом перед памятью сестры. У каждого времени свои идеалы. И тут автор тоже не грешит против правды. 

У каждого своя вера, свое мировоззрение. И каждый человек, так всегда было, есть и будет, поступает согласно своей совести. У каждого своя правда. Станет ли она когда-нибудь общей для всех людей? 

Автор не дает прямого ответа на этот вопрос. Но все содержание, вся фабула произведения направлены на осознание того факта, что война – это зло, что люди должны искать и находить пути мирного решения глобальных проблем. 

«Старый Летун умирал, так и не осознав до конца трех чудес: электричества, телефона, радио, но хорошо поняв главнейшее чудо человеческого существования: чудо величия, бессмертия совести, духовного просветления и милосердия к человеку, которые, как и солнце, и небо, были до него и будут после…» Так заканчивается этот неоднозначный, сложный философский роман, ставший, считаю, явлением в современной белорусской литературе. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter