Мировая премьера балета «Орр и Ора» с успехом прошла в Большом театре

Крик любящих птиц

Премьера балета «Орр и Ора» в Большом заставила меня задавать себе сложные вопросы


Зал аплодировал стоя, не умолкая. Это самая лучшая награда труппе и авторам за год работы над постановкой балета «Орр и Ора», мировая премьера которого прошла на этой неделе в Большом театре Беларуси. Тема любви между мужчиной и женщиной вечная, да и образ птицы давно стал частью балета, благодаря таким известным постановкам, как «Лебединое озеро», «Шурале», «Маленький принц», «Жар-птица». Только в спектакле «Орр и Ора» сюжет уступает первенство философии непростых человеческих отношений. Словом, премьера подчеркнула мировой уровень столичного Большого.


Идея написать рассказ о птичьей верности, на которую должны равняться люди, у известного бизнесмена, мецената, профессора, члена Петербургского союза художников и Петербургского союза писателей, автора либретто «Орр и Ора» Вячеслава Заренкова родилась во время отдыха на Кипре. Поздно вечером на балкон прилетел орел и стал биться о стекло. Птицу отогнали. А утром орел разбил окно в соседней квартире, и его увидели в небе, парящего уже с орлицей. Вячеслав Адамович отправился к соседям.

«Их история оказалась более чем любопытной: паре влюбленных друзья подарили орла, – рассказывает он. – Вскоре тот нашел себе спутницу, которую люди также приняли. Через некоторое время влюбленные расстались, разъехались в разные города, и каждый взял себе по птице. Но орел в какой-то момент не вынес одиночества. Он улетел от хозяина и отправился на поиски подруги. И нашел ее! Показав людям, что такое настоящая преданность. В итоге влюбленные сошлись благодаря птицам, которые оказались мудрее людей». 

Сцена Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь была выбрана не только потому, что в нашей стране проще, нежели в России, реализовать задумки такого масштаба. Свое значение имело и то, что сам Вячеслав Адамович родом из Орши. 

Либретто балета «Орр и Ора» далеко от кипрской живописи. Не было в спектакле ни разбитых окон, ни конкретно героев той истории. Артисты начинают движение в серых мешках, и танец говорит о том, что мир находится в хаосе, любви на земле нет, каждый сам по себе. Надежду на счастье приносят птицы. Они выбирают мужчину и женщину, которым показывают, что такое любовь. Особенно во время просмотра завораживают лирические моменты, когда главные герои телодвижениями передают гармонию между друг другом. Правда, счастье их не может длиться долго. Остальные люди, лишенные любви, начинают завидовать. Рвут цветное одеяло новобрачных, похищают птицу Ору. 

Сказочная вневременная история полна современных мотивов. Между женщиной и мужчиной начинается разлад. Он залипает в газеты, она бегает с кастрюлей и черпаком, начинаются скандалы. Одна сцена вообще разворачивается в ночном клубе, где происходит шоу-показ похищенной Оры.

Признаться, поначалу человеку, привыкшему к классическим декорациям, костюмам и атрибутике балетных постановок, непривычно. Но даже эти, казалось бы,  стереотипные и обкатанные в кинофильмах эпизоды никак не разрушают гармонию всего спектакля, а говорят о смелости сюжетных решений, высоком мастерстве балетмейстера-постановщика, соавтора либретто Александры Тихомировой и артистов, способных передать, например, клубные танцы балетными движениями. Особенно неожиданным, и в то же время пришедшимся к месту, был подстрекающий крик толпы перед показом Оры, которая находится в заключении. Балерины и артисты балета заговорили?!

Лично мне, как зрителю, особенно понравилось то, что многие сцены можно понимать двояко, вкладывать смысл, исходя из своего жизненного опыта. Я задавала себе вопросы, на которые тут же находила ответы. Что делать, когда рутина, быт съедают любовь? Прилетают орлы и показывают, что кастрюли – мелочи жизни. Как защититься от завистников? Любовью, обособлением. Почему у каждого орла одно крыло? Потому что полет можно совершить только вдвоем, потому что мужчина и женщина – одно целое. Как научиться прощать? Найти в себе силы, перешагнуть через себя. Я вместе с героями переживала расставание, одиночество, потерю близкого человека… Не в этом ли высшая цель искусства, балетного в частности?

Признаться, эстетически наслаждаться танцем действительно помогали не столько хорошо отлаженные движения, порой очень сложные технически, сколько их сочетание с талантливой игрой. Свою труппу Александра Тихомирова учит тому, что балетный театр — это прежде всего театр. 

Особенно приковала мой взгляд в этом отношении лауреат международного конкурса, обладатель медали Франциска Скорины Александра Чижик, каждое движение которой выглядело очень искусно. Впрочем, о том, какой сильной труппой обладает Большой, говорит программка – одну главную роль, всего их четыре, театр обеспечивает шестью танцорами.  

Музыкальное полотно спектакля, творение российского композитора, художественного руководителя театра «Килизэ» (Санкт-Петербург) Михаила Крылова, как бы подстроилось под танец. Вместе с тем музыка не лишена необходимой экспрессии, драматизма. К примеру, приятный лирический мотив любви автор умело разбавляет тревожными нотами. Старые музыкальные традиции умело совмещает с современными. 

Вообще, симфоническую музыку я начал писать в  2013 году, когда фактически не видел и лежал в больнице, — рассказывает Михаил Константинович. – Я стал ее слышать.  Музыка к балету «Орр и Ора» началась рождаться удивительно легко. Главное было — успеть записать. Рассказа в тот момент даже не читал, услышал лишь историю от Вячеслава Заренкова. Тогда мне, как и ему, стало ясно, что это балетная история.  Я предложил возродить старую русскую традицию оркестровых премьер, когда есть либретто и нет хореографии. Мы сделали музыкально-акустический спектакль.

Пусть это прозвучит высокопарно, но в его конце меня переполняло чувство гордости за белорусский Большой, и в голове крутилось: «Умеют же наши!» Надеюсь, у руководства театра хватит смелости, упорства заявить о себе со спектаклем «Орр и Ора» и в других странах. Вячеслав Заренков пообещал показать балет в Питере. Приятно, что его сотрудничество с нашим театром на этом спектакле не закончится. Идут переговоры о постановке других произведений, на которые уже готовится музыка. 

v.v.korshuk@gmail.com

На снимке: солисты театра Людмила ХИТРОВА и Никита ШУБА. Фото предоставлено пресс-службой Большого театра

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter