Репортаж из кричевского Дворца графа Потемкина

Кричевский след светлейшего князя Таврического

Императрица Екатерина II была щедра на подарки многочисленным своим фаворитам. Среди них был князь, русский государственный деятель, создатель Черноморского военного флота и его первый главноначальствующий, генерал-фельдмаршал Григорий Потемкин-Таврический, получивший от своей покровительницы в январе 1776-го Кричевское староство с населением 14 274 крепостные души. Дворец для светлейшего выстроили по индивидуальному проекту в 1778—1786 годах. Авторство приписывают русскому архитектору Ивану Старову, ему же принадлежит и проект Таврического дворца в Петербурге. Планировка и архитектура Потемкинского — классические. Двухэтажный п-образный каменный дворец с центральным ризалитом на главном фасаде и двускатной покатой крышей. На обоих этажах — большие круглые залы, выступающие в сторону двора. Торцы боковых крыльев были выполнены в строгих формах классики и завершались треугольными фронтонами. С высоты птичьего полета здание имеет вид букв «П» и «Е» — инициалы князя и императрицы.


МОЕ знакомство с дворцом, где с февраля 2008 года расположился Исторический музей Кричева, началось с выставочного зала «Музей матери» и зала бракосочетаний. 

— Здесь собрана история свадеб, начиная с традиций, проводимых несколько столетий назад, — рассказывает главный хранитель фондов Елена Мельчакова. — Стенды с информацией и портретами женщин-матерей военных лет, работающих на восстановлении народного хозяйства и удостоенных различных наград, матерей воинов-интернацио­налистов и тех, кто воевал в других горячих точках. В центре экспозиции — картина-икона Божией Матери с младенцем, освященная на праздник Покрова. Первых молодоженов в новом зале бракосочетаний принимали в январе 2008 года, он пользуется популярностью не только у жителей города. 

Главный хранитель фондов Елена Мельчакова показывает экспонаты зала «Музей матери».


Экспозиция музея представлена несколькими интерьерными залами. Первый — галерея владельцев дворца. Дело в том, что через год после окончания строительства Потемкин продал Кричевское староство с дворцом за 900 тысяч польских злотых Яну Голынскому. Род Голынских владел староством до 1917 года. В 1849 году его внук Стефан пригласил швейцарского архитектора Бернара Симона, чтобы обновить резиденцию в неоготическом стиле. Исчез классический декор оконных обрамлений, изменился главный вход. Позже появились въездные каменные ворота-брама в форме четырех египетских пирамид. 



В 1898 году дворец пострадал от пожара. Стефан Голынский пытался привести имение в надлежащий вид, но его задумки были прерваны Первой мировой войной и Октябрьской революцией. До 1918 года дворец стоял заброшенным, пока Евдокия Гордеева, уроженка Черикова, не организовала его ремонт за собственные деньги. Тогда в здании открыли частную гимназию, реорганизованную позже в третью Кричевскую трудовую школу 2-й степени. Сначала она носила имя Антона Чехова, а с 1924 года — Ленина. С 1932 по 1941 год здесь параллельно размещался дошкольный педагогический техникум.



Великая Отечественная вой­на снова перечеркнула все мирные планы, фашисты облюбовали дворец и разместили в нем свои службы. И только после освобождения Кричева в 1943 году здесь вновь разместились школа и педтехникум. В 1960-е годы — школа-интернат. К началу 1980-х дворец пришел в плачевное состояние, попытки начать реконструкцию упирались в отсутствие денег. И только в 2003 году его внесли в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси, возобновив реставрацию. А 16 февраля 2008 года состоялось торжественное открытие дворца, где большую часть сейчас занимает краеведческий музей.
Костюмированные князь Потемкин и императрица Екатерина II на акции «Ночь музеев».

ЗИМНИЙ сад, комната управляющего имением, столовая, буфетная, кабинет-библиотека, будуар, Парадный зал, гостиная, диванная, великое множество других комнат и покоев. Мебель и экспонаты интерьера выдержаны в стиле эпохи Екатерины II, их готовили под заказ, даже привозили из-за границы. Но сохранились два стула из имения Потемкина, по их аналогии сделали 60 стульев для Овального зала. В нем встречали Екатерину II, когда та проезжала через Кричев в ночь с 19 на 20 января 1787 года. 

Среди экспонатов немало предметов, представляющих историческую ценность, — монетный клад XVI—XVIII веков, книга Симеона Полоцкого, изданная в 1681 году, элементы нательного защитного снаряжения, которым более 300 лет, старые печати… Уникальный и необычайно красивый — оригинальный фарфоровый немецкий сервис фирмы «Мейсен» начала XIX века, приобретенный в антикварном магазине. Многие раритетные вещи передали таможенные службы из числа конфискованных товаров, которые пытались тайно вывезти за границу. Есть посуда из Франции. В 2018 году одна из француженок подарила музею настоящие лайковые перчатки.




В Парадном зале мне разрешили немного помузицировать на белом рояле, установленном рядом с портретом императрицы. Жаль, не удалось побывать на балу, а его здесь проводят несколько раз в год. Елена Анатольевна поясняет, что подобные мероприятия очень яркие и запоминающиеся:

— Музей стал культурным центром города и района. У нас проходят костюмированные «Потемкинские забавы», «Новогодняя елка во дворце», «Потемкинский бал», «Ночь музеев», «Музыкальный салон». Посетители — гости из разных уголков Беларуси и не только.


Бал во Дворце Потемкина.

Последний зал, куда меня провели работники музея, посвящен истории Великой Отечественной войны. Среди экспонатов — газета «Правда» за 1 октября 1943 года с приказом И. Сталина о присвоении дивизиям, освободившим город 30 сентября 1943 года, наименования «Кричевские». Нашла портрет 19-летнего артиллериста Николая Сиротинина, о котором некогда читала в интернете. 17 июля 1941 года у кричевской деревни Сокольничи он в течение двух часов один противостоял немецкой колонне, подбив 11 танков и 6 бронетранспортеров. Здесь же хранится память об экипаже бомбардировщика — Алексее Гуменникове и Александре Жуке, которые сбивали гитлеровские самолеты как раз над родной деревней Алексея — Бель-1. Тогда за схваткой наблюдали сельчане вместе с родителями летчика, даже не догадываясь, кто воюет за их деревню.



— У нас посетителей много, в том числе и в выставочном зале «За мужество и стойкость в годы Великой Отечественной войны». Едут часто из России, Китая, Прибалтики, различных стран Европы. Есть зал, посвященный Октябрьской революции, также зал афганской славы. Приезжал даже потомок рода Голынских — Александр Краснолуцкий.
История Кричева связана с именем Петра I, в 1708 году здесь стояла русская армия. В городе из местного леса строились корабли — 14-пушечные галеры. Кричев был промышленным городом, работали различные мануфактуры.
СПРАВКА «СГ»:

Краеведческий музей в Кричеве основан 30 декабря 1959 года, открытие же состоялось 15 октября 1961 года на базе материалов, собранных краеведом Михаилом Мельниковым. В мае 2009 года в связи с созданием новой экспозиции музей переименован в Кричевский исторический музей. В 2014 году стал государственным учреждением культуры «Исторический музей города Кричева». Сегодня Дворец Потемкина — популярный туристический объект, бренд и главное украшение района.

chasovitina@sb.by

Фото автора и из архива музея.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter