Крейсер, что тебе снится?

Корреспондент нашей газеты стала первым белорусским журналистом, побывавшим на борту военного тематического парка "Мир Минска" в Китае В самом богатом китайском городе Шеньчжэне любой из семи миллионов его жителей знает, что такое Минск.
Корреспондент нашей газеты стала первым белорусским журналистом, побывавшим на борту военного тематического парка "Мир Минска" в Китае

В самом богатом китайском городе Шеньчжэне любой из семи миллионов его жителей знает, что такое Минск. "Это русский военный корабль, отличный, кстати, аттракцион", - уверенно отвечают на мой вопрос. А вот следующий вопрос - о том, почему корабль так называется и что такое Минск на самом деле, - вызывает заминку, а то и недоумение. Понятно ведь - корабль, а почему так называется - какая разница, главное, что там можно здорово отдохнуть и повеселиться. Обидно?

И это несмотря на то, что на борту этого первого в мире военного тематического парка темы Минска и Беларуси присутствуют. Например, в многочисленных сувенирных магазинчиках можно купить набор белорусских денег - всего за 25 юаней (3 доллара). То, что эти наши бывшие "зайчики" и "белочки" вышли из употребления, - не беда, в качестве сувениров они нарасхват. Зажигалки, ручки и брелоки с надписью "Минск" и советской (!) символикой - тоже отличный сувенир для туристов. Да и вообще аттракцион "Мир Минска", расположенный на берегу залива Дапэнвань Южно-Китайского моря, уже принес своим организаторам доход более 60 млн. долларов, за три года полностью окупив затраты на свое создание.

К сожалению, если большая, но при этом не самая удачная политика привела к тому, что с карты мира исчезло могучее государство СССР, что уж говорить про то, что принадлежавший ему мощный корабль был банально списан. Вскоре "Минск" купила китайская компания, провела реконструкцию и ремонт. И вот уже три года советский крейсер - один из главных аттракционов самого молодого и самого богатого китайского города. Руководитель Шеньчжэньского управления по туризму Ши Сунбяо на вопрос о нехватке достопримечательностей в своем городе заметил: "Когда нам не хватает достопримечательностей, мы их покупаем". При этом он обязательно приводит "Минск" в качестве примера. У богатых, знаете ли, свои привычки.

Для привлечения туристов, которым пообещали возможность увидеть настоящий военный корабль, находящийся на боевом дежурстве, китайцы постарались максимально сохранить не только обстановку, существовавшую на крейсере, но местами даже и атмосферу.

Здесь по-прежнему находятся две самые длинные в мире торпеды - около пяти метров. Везде сохранились надписи на русском языке: "Управлять по уставу", "Шкаф для хранения бушлатов". Только сейчас к ним добавлен перевод на китайском. На стенах - фотографии "Минска" времен боевых дежурств и активной морской службы: матросы управляют ракетами, смеются, едят в столовой, делают зарядку.

На палубе со взлетной площадкой можно по-настоящему ощутить, как огромен корпус авианосца, он вмещает три футбольных поля. Сегодня взлетная палуба - главный выставочный центр, где демонстрируется основное вооружение. В носовой части размещены четыре установки для пуска ракет класса "корабль-корабль", которые могут одновременно выпускать восемь противокорабельных снарядов дальнего действия, а также авиационные, противолодочные и другие снаряды.

На взлетной палубе находятся истребитель МиГ-23, два боевых вертолета МиГ-24 и боевые самолеты китайского производства. Раньше, когда авианосец "Минск" был действующим боевым кораблем, на его взлетной палубе базировалось одновременно 42 самолета.

На второй палубе расположены управляемые снаряды класса "корабль-воздух". Когда-то эти снаряды запускались в действие автоматическими установками: откроешь крышку - снаряд вылетает. В российской армии до сих пор пользуются снарядами этого типа. На крышках сохранилась надпись "Опасно для жизни". Разве кто спорит?

Воссозданы каюты матросов и капитана корабля. Правда, капитанская каюта вызывает (причем не только у меня, но и других бывших советских посетителей корабля) весьма противоречивые чувства. Восковая модель капитана в белом парадном кителе развалилась в кресле с бокалом в руке в окружении матрешек и портретов Сталина и Ленина. Неужели именно так представляют себе китайцы советских "морских волков"?

Сегодня "Минск" прежде всего - развлекательный комплекс, что подтвердил заместитель генерального менеджера парка Ван Пу. На мой вопрос, трудно ли управлять такой громадиной, он сказал: "Для нас это не столько военный корабль, сколько парк развлечений, который должен приносить доход".

В одном из ангаров установлены шесть специальных центрифуг, где туристы могут пережить состояние невесомости. Здесь же - бары, музыка. Несколько раз в день выступает ансамбль из России: русские песни и пляски очень популярны в Китае.

Когда-то авианосец "Минск" называли "грозой морей", а сегодня за 120 юаней его безо всякого страха (ну, может, только с некоторой опаской) может посетить любой желающий. Кстати, по китайским меркам, это совсем недешево. Но интерес к аттракциону с именем белорусской столицы не ослабевает. "Откуда вы приехали?" - часто спрашивают меня в Китае. В Шеньчжэне ответ "из Минска" вызывал удивленную реакцию: "Вы живете на корабле?". Так что для белоруса и китайца Минск - разный.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter