На Могилевщине к весенне-полевым работам привлекают авиацию

Крестьяне учатся летать

Отряды сельхозавиации и даже собственные «колхозные» аэродромы когда–то не считались диковинкой. Во времена СССР самолеты были первыми помощниками на селе. С развалом большой страны сельхозавиация потеряла былую высоту. Еще лет 10 — 15 назад Аны трудились в разных регионах Беларуси и даже помогали российским аграриям, а ныне их остались единицы. Собкор «СБ» отправилась в «Агрокомбинат «Заря» — одно из немногих хозяйств, где весенне–полевые работы в прямом смысле слова проходят на высоте. Это, кстати, единственное в Могилевской области сельхозпредприятие, доселе не сократившее численность крылатых помощников.


На взлетной площадке аэродрома хозяйства — два желто–голубых Ан–2. Один из них только что сел, чтобы поднять на борт очередную порцию подкормки для озимых. За раз в самолет, именуемый в просторечии «кукурузником», можно загрузить 200 килограммов азотных удобрений, за один вылет — над полями он кружит всего 10 минут — обработать около 5 — 6 гектаров поля. А с небес на землю за день он опускается 35 — 40 раз.

Заместитель генерального директора по растениеводству закрытого акционерного общества «Агрокомбинат «Заря» Могилевского района Евгений Селюгин ведет меня на экскурсию по аэродрому:

— Его построили в 2005–м, тогда же купили крылатых помощников — пять Анов. Они и сегодня на балансе хозяйства. С их помощью не только вносим минеральные удобрения, но и подсеваем травы, подкармливаем и защищаем от болезней всходы, подсушиваем кукурузу... Самолет — универсальный помощник. Причем работает гораздо быстрее и эффективнее тракторов.


Арифметика проста: на подкормке минеральными удобрениями трактор способен за световой день обработать до 100 — 150 гектаров поля. Один Ан за это же время — от 250 до 300. Преимущество сельхозавиации и в том, что она «выходит в поле» гораздо раньше наземной техники. Весной, если на поле высокая влажность, тракторы туда еще недели 2 — 3 не сунутся — увязнут, а на график «кукурузников» такие нюансы не влияют. Воздушная подкормка выгоднее и по другим причинам: наземная техника сильно уплотняет землю, ранит растения, а крылатая машина не наносит никакого вреда.

В «Заре» с помощью Анов уже успели подкормить около 2 тысяч 300 гектаров озимых зерновых. Но впереди еще много работы. В апреле и мае будет вторичная подкормка.


Пилоты из «Агрокомбината «Заря» — сегодня в штате их пятеро — с ностальгией вспоминают времена, когда по весне у них были расписаны все дни. В «Заре» они двумя бортами за месяц обрабатывали все колхозные угодья — погода была такая, что ни один трактор так до поля и не доехал. Трудились и в других хозяйствах — их самолеты арендовали «Авангард» Могилевского, «Овсянка» — Горецкого районов...

Конечно, крылатая техника не всемогуща. В день моего приезда в «Зарю» Анам помешала погода. Хотя небо было голубое, а в нем — ни облачка, внезапно поднялся сильный ветер, и «кукурузники» вынуждены были приземлиться. Начальник авиагруппы, опытный пилот Виктор Сасим объяснил:

— Аны очень надежные. Это не какие–то «тряпичные» самолетики, у которых крылья не из металла, а из фанеры и ткани. Но сегодня на крыло наши борта уже не станут. Потому что ветер — метров 16 в секунду. А по нормативам вносить удобрения можно, когда он 4 — 8 метров.

Без работы пилоты, впрочем, не остались. Один из самолетов стало слегка потряхивать в воздухе, так что решили заняться ремонтом. Благо запчасти в наличии имеются. И нужные навыки у экипажа — тоже. Все пилоты — опытные, не один десяток лет за штурвалом провели. Сасим, к примеру, до этого работал в Могилевском аэропорту, был командиром звена, облетел весь Союз. Его коллега из «Зари» Сергей Тимков пересел на «кукурузник» с пассажирского Як–40. Был командиром, рассекал воздушное пространство над Коморскими островами, Африкой, Анголой...

Оклад пилотов–аграриев сегодня невысок — 340 рублей. В сезон весенне–полевых работ, когда они целыми днями в небе, могут заработать до 600 рублей. Жалеют лишь об одном:

— Сельхозавиация теряет былую высоту. Нашим Анам, например, — за тридцать. Они в хорошем состоянии, но чтобы прожили еще долго, их каждые 6 лет надо ставить на капремонт. А это очень дорогое удовольствие. Один новый планер самолета, к примеру, в прошлом году стоил 1 миллиард рублей старыми... А замены, ремонта со временем требуют и крылья, и фюзеляж, и двигатели. Это уже другая статья расходов. Да и сами полевые работы стоят недешево. Если еще лет 5 назад государство возмещало хозяйствам, использующим сельхозавиацию, около 50% расходов, то ныне мы этого лишены.

Расходы на топливо компенсировали хозяйствам областной и республиканский бюджеты. А они немаленькие. К примеру, за день один «заревский» Ан, совершивший 36 вылетов, сжег 1 тысячу 400 литров бензина. А стоит литр больше 1 рубля...

Большие затраты на топливо и обслуживание — одна из причин, по которой авиацию на селе стали использовать реже. Сегодня позволить себе обрабатывать поля с воздуха могут только сильные хозяйства. Те, у которых есть возможность инвестировать весной, чтобы осенью получать дивиденды. В «Агрокомбинате «Заря» прошлогодняя урожайность зерновых составила 62 центнера с гектара. И это во многом благодаря своей сельхозавиации. Здешние аграрии уверены, что посевные кампании у них и впредь будут проходить на высоте.

Компетентно

Андрей Кожемякин, заместитель председателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Могилевского облисполкома:

— Сегодня на Могилевщине 179 хозяйств, и только в двух из них есть своя авиация. Помимо «Агрокомбината «Заря», самолеты в весенне–полевой период использует еще и СПК «Рассвет» имени Орловского Кировского района. А вот в сельхозпредприятии «Бель» Кричевского района от Анов отказались. Причина не только в дороговизне. Просто на смену небесной технике пришла наземная — «Роса» белорусского производства. Это легкие высокопроизводительные машины на эластичных колесах, которые могут запросто работать на поле любой влажности, внести удобрения и при этом не повредить растения. «Роса» намного дешевле в использовании, чем самолет, поэтому область уже закупила более сотни таких машин. Опять же сельхозавиация — это еще и люди. А профессиональных кадров, опытных пилотов, механиков не хватает. Но там, где они есть, где Аны реально доказывают свою эффективность, их никто списывать не будет. Хотя бы несколько самолетов в области быть должны.

olgak53@mail.ru

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter