Крестьяне на Нижнем базаре торговали гастрономическими символами – поросятами...

ОЖИДАНИЕМ праздников Рождества и Нового года в старом губернском Минске жили уже с начала декабря. И вскоре целиком находились под их обаянием.

Как отмечали Рождество и Новый год в старину в губернском Минске, в провинции?

ОЖИДАНИЕМ праздников Рождества и Нового года в старом губернском Минске жили уже с начала декабря. И вскоре целиком находились под их обаянием.

Поздравления от «Сельской газеты»

Не только в старину поздравляли люди друг друга рождественскими и новогодними открытками.

По сути, весь ХХ век почта Беларуси отправляла и вручала адресатам многие тысячи новогодних открыток с пожеланиями счастья.

Такими открытками, отпечатанными Министерством связи СССР, не раз поздравляла своих активных авторов и наша «Сельская газета».

А с 1965 годом она поздравила фирменной открыткой. Вот как выглядела она. Ныне это — настоящее ретро! Тираж был всего 5500 экземпляров.

На благотворительных рождественских базарах радовали перво-наперво ребятишек. Здесь можно было купить украшения для елки, выиграть в лотерею шоколадку с сюрпризом или интересную мягкую игрушку... Любили побродить часок-другой по рождественскому базару и взрослые. Приобретали лакомства, другую снедь для праздничного стола. Само собой — шампанское. Кто-то посуду... Привоз товаров из Петербурга и Варшавы привлекал сюда публику с достатком. А деньги, которые она оставляла на базаре, шли на благотворительные цели. Новшество начала ХХ века — на рождественских базарах Минска уже вовсю стрекотал синематограф.

Хотя цены — вверх! — многие обыватели спешили на Нижний базар, где торговали крестьяне. Продуктов для праздничного стола запасали вдоволь. Радовались, если удавалось купить гастрономический символ Рождества и Нового года — поросеночка.

Лучшие кондитерские Минска наперебой приглашали посетителей. Принимали заказы на торты, пирамиды, кренделя...

Новогодние балы в губернском Минске как бы плавно «перетекали» из балов поздней осени. Иногда на эти вечера собирались по корпоративным интересам — особо или железнодорожные служащие, или почтовые работники, или купцы, отдельно — полицейские чины или военные...

В начале ХХ века в губернском Минске стало обычаем заказывать столики в ресторанах для встречи Нового года. В шикарно декорированных зеленью залах играли приезжие салонные оркестры. Веселье било ключом. Здешние рестораны устраивали карнавалы на манер заграничных. На вечерах-кабаре ведущие подбирали интересные сюжеты в прозе и стихах на местные темы. Разъезжались поутру — кто на собственном экипаже, а кто, кликнув извозчика...

Элитные чиновники собирались своим узким кругом. Уже с 20-х чисел ноября в Минском общественном собрании начиналась череда семейных вечеров и маскарадов, которые продолжались до середины февраля. Непосредственно на святки в сезон 1902—1903 годов припали: 27 декабря — семейный вечер, 4 января — елка для детей членов собрания, 6 января — маскарад. Узкий круг иногда мог расширяться за счет гостей. Совет старейшин разрешал каждому члену собрания (по их рекомендации) приводить на маскарады по два гостя, но вход для них был платный. Форма одежды господ военных — согласно уставу, а для господ статских — фрак или черный сюртук.

Собственно рождественские святки — чисто семейный праздник, его приятно провести в кругу семьи, которая пополнялась приехавшими из других городов студентами. Отведав вкусной домашней выпечки с кофе — такой кайф! — молодежь спешила к сверстникам. Собирались в городском саду на катке, что рядом со Свислочью. Там весело — играл оркестр, над елкой — фейерверки, часто устраивался маскарад с призами. Взял коньки напрокат — и выписывай вензеля вокруг румяных гимназисток...

Школьные праздники у елки: «А яшчэ калі будуць гаманіць так?»

Это становилось традицией в начале ХХ века по всей Беларуси.

«31 декабря 1903 года литературно-вокальный вечер с елкою для учащихся устроен был учителем Кормянского одноклассного училища Гомельского уезда А. Лисицыным. Большая классная комната была украшена к этому дню хвойною зеленью, а портреты Государя Императора обвиты гирляндами из зелени и цветов. Кроме 90 учащихся, на детский праздник собралось более 200 человек взрослых и детей, почти исключительно местных крестьян.

Чтение стихотворений и басен, выполнявшихся в лицах, чередовалось с пением школьного хора; всего исполнено было 24 нумера литературных и 10 нумеров вокальных. Все присутствовавшие остались весьма довольны бойким и выразительным детским чтением и уверенным, стройным пением. Учащиеся угощены были учителем конфетами, орехами, пряниками, а тем, кто произносил стихотворения и басни или участвовал в хоре, кроме того, розданы подарки, каждому — тетрадь, ручка с пером и карандаш. Крестьянам очень понравился этот детский праздник. Уходя из училища, они простодушно спрашивали учителя: «А яшчэ калі будуць гаманіць так?» Все расходы и хлопоты по устройству этого школьного праздника принял на себя учитель А. Лисицын».

* * *

«30 декабря 1916 года в 6 часов вечера в актовом зале мужской гимназии Могилева зажжена была для учеников реального училища и их гостей елка. Учащихся и их родных, знакомых собралось очень много, не меньше 400 человек!

Церемония открылась шествием детей под звуки марша в актовый зал. Здесь оркестром и хором учащихся был исполнен народный гимн, дважды повторенный.

Затем начался, под пение народных песен, хоровод вокруг зажженной елки. Появилась группа ряженых со звездой, что внесло оживление в детское сообщество.

Под звуки песен и хора балалаечников — учеников реального училища — дети продолжали резвиться, пока их не пригласили на чай.

Всем ребятам были затем розданы подарки: книги, подобранные применительно к возрасту учащихся.

В одной из комнат учителем гимнастики организованы были игры для детей».

Служба в храме: накануне грандиозного излома

«Накануне Нового 1917 года Его Преосвященство, Преосвященный Георгий, епископ Минский и Туровский совершил в Крестовой церкви Архиерейского дома всенощное бдение. Церковная встреча Нового года назначена в Кафедральном соборе в 12 часов ночи.

Следуя доброй церковной традиции, большинство минского общества собралось в Кафедральный собор заблаговременно. К половине 12-го ночи Кафедральный собор был уже переполнен молящимися. Последняя четверть часа уходившего в вечность старого года прошла среди глубокой торжественной тишины. Ровно в 12 ночи Преосвященный владыка Георгий вышел из алтаря с собором духовенства и обратился к собравшимся с поучением.

После поучения Владыкою был торжественно совершен в соборном храме новогодний молебен». («Минские епархиальные ведомости», 1917 г.)

Но и Владыка не знал, что в наступившем 1917-м произойдет грандиозный излом ХХ века.

Однако, что бы ни случилось дальше на веку (а этого знать никому не дано) — жители губернского Минска проведут очередной Новый год и Рождество как дни особого значения.

Ленина ШУМАН, журналист-ветеран «Белорусской нивы»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter