Крестьяне крупным планом

Репортаж с поля
Расхожий газетный штамп «герои жатвы» в нынешнем году потерял всякий смысл. Всем одинаково трудно — и брестским, и витебским, и гомельским комбайнерам... Потому что надо уметь изловчиться, «выхватить» у непогоды клочок поля и молниеносно сжать хлеб, да так, чтобы не потерять ни одного зерна. Великое трудолюбие и немалое искусство нужны сегодня крестьянам, участникам жатвы. Но все равно, как и во всяком человеческом созидательном труде, есть и лучшие, и «середняки», и отстающие... Наши корреспонденты встретились с двумя экипажами комбайнов и попросили ответить их на вопросы.

Портрет

Знакомьтесь: старший комбайнер СПК имени Адама Мицкевича Мостовского района Чеслав Иосифович Стасевич со своим помощником Чеславом Вацлавовичем Полубком раньше всех в стране приступили к намолоту третьей тысячи тонн зерна. На своем «Лексионе–580» они и сегодня держат курс на участие в фестивале «Дажынкi» в Бобруйске.

Знакомьтесь: братья Николай и Анатолий Дрозд из СПК «Рассвет» имени К.П.Орловского Кировского района уже намолотили 2.345 тонн зерна. В прошлом году экипаж также был в числе передовиков — на республиканских «Дажынках» Николая наградили «Жигулями». Сегодня братья работают на комбайне «Нью–Холанд», готовятся снова стать участниками «Дажынак».

О работе

Чеслав Стасевич начинает работу на час раньше, однако в поле выезжает только к восьми. Первые два часа вместе с напарником посвящают комбайну и только после этого приступают к жатве. «Только не пишите, что мы работаем на износ, — предупреждает механизатор. — Было дело — работали по 15 часов в сутки без выходных–проходных. А сейчас больше отдыхаем: дожди. На прошлой неделе пять дней в поле не выходили, а на этой — льет через день».

12–часовая смена для экипажа Николая Дрозда — обычное дело. «Наш рабочий день сейчас начинается в 7 утра и заканчивается поздно вечером, — рассказывает комбайнер. — Нередко возвращаемся домой только в 10 — 11 часов. Зато, если погода позволяет, за смену удается намолотить до 150 тонн зерна».

О технике

Экипаж Чеслава Стасевича

Естественно, своим «Лексионом–580» доволен и экипаж Чеславов. «Ничего плохого об отечественных комбайнах сказать не могу. Я несколько лет проработал на «Доне–1500», а в этом году меня, перед тем как выдать «Лексион», посадили на гомельский КЗС–10 — небо и земля. Может быть, современные «Доны» стали лучше по сравнению с теми, на которых я работал, но наша белорусская машина на порядок выше. Кстати, сейчас парень из нашего хозяйства, который работает на «Доне», намолотил только чуть больше 400 тонн, а те, кто работает на новой белорусской технике, уже давно перешли тысячный рубеж», — делится своими мыслями Чеслав Иосифович. И добавляет, давая понять, что и здесь все в полном порядке: «Немаловажный фактор хорошей работы — надежный партнер по экипажу».

Экипаж Николая Дрозда

Братья Дрозд соглашаются, что главное подспорье хлебороба — хорошая техника. Однако не считают, что, работая только на импортных комбайнах, можно выйти в фавориты жатвы. «На белорусской технике можно работать не хуже. Мы в свое время добивались высоких результатов и на отечественных комбайнах, — вспоминает Николай, но отмечает, что у «иностранцев» все же есть свои серьезные преимущества. — Импортные машины все еще комфортнее и удобнее наших, к тому же очень надежны. Например, наш «Нью–Холанд» третий сезон ходит без единой поломки! Очень надеемся, что и отечественная техника будет работать так же. А пока случаются поломки, часто выходят из строя редукторы. Но многое зависит от того, насколько хорошо машины подготовлены к уборочной». Там, где все делают по заводскому регламенту, на комбайны не жалуются.

Об особенностях и сложностях страды

На непогоду сетует и Чеслав Стасевич, однако, судя по его словам, даже капризы природы не могут выбить почву из–под ног крестьян: «Конечно, и раньше во время уборки бывали сильные дожди, но так, чтобы почти каждый день, — такого не припомню. Хорошо хоть полеглость небольшая, упало только около 5 процентов колосьев, поэтому уборка идет легче и качественнее».

Экипаж братьев Дрозд во главу угла жатвы ставит отличную организацию труда. «За все сельхозпредприятия района не скажу, а что касается нашего хозяйства, то здесь все на высоте, — рассказывает Николай Дрозд. — В поле и домой нас подвозят на транспорте СПК, кормят горячими обедами и ужинами. Очень хорошие поля, ровные, площадью не менее 500 гектаров, не нужно тратить время на переезды. А сложность одна — дожди».

Слово к коллегам

На просьбу дать совет коллегам Чеслав Стасевич поскромничал. Мол, хоть личный результат и солиден, но поучать кого–то вправе себя не считает. Но в одном уверен на все сто: у комбайнера может быть только один метод добиваться высоких намолотов за короткое время – не лениться.

И опять пожелание хорошей погоды Николай Дрозд поставил на первое место в своем импровизированном приветствии товарищам по работе. А еще здоровья и терпения — это, по мнению комбайнера, – дело очень важное.

Фото БЕЛТА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter