Кресты у дороги

Всем ли по душе стремительно растущие вдоль трасс памятники?
В Минск мы намеревались вернуться засветло. Надежду на это, однако, пришлось оставить. Слишком стремительно осенние сумерки поглощали остатки дня. Да и выжимать скорость из постоянно хандрившей машины было рискованно. Вскоре и вовсе пришлось остановиться. Пока спутник-водитель колдовал под капотом, я решила выйти на свежий воздух. Едва ступила на обочину и... замерла. В метре от меня стоял крест со свежим венком. Понятно, что на этом месте недавно была авария, унесшая чью-то жизнь. Стали одолевать мрачные мысли. А вдруг застряли мы тут надолго? Черт бы побрал эту дорогу! И к чему эти кресты едва ли не на каждом километре?..

Прошедшее уже стало забываться, когда случилась еще одна непредвиденная (а может, и запланированная) остановка. Правда, возвращались домой мы уже по другой трассе, на которой, к слову, тоже как грибы после дождя растут памятники безымянным жертвам. Возле одного из них заметила еще нестарую женщину в черном платке. Она бережно меняла потрепанный ветром венок на новый. Попросила водителя остановиться.

Разговорились. Полина Аркадьевна - медсестра минской клиники. Беда пришла в ее дом полгода назад. Единственный сын, Алешка, вся ее радость и надежда, погиб здесь в автокатастрофе. Все его спутники выжили, а он мгновенно ушел из жизни...

Как относиться к крестам на дороге? Работники ГАИ ничего об этом не говорят. Видимо, размышляют так: пусть водителям будет лишнее напоминание о том, что надо быть внимательнее и осторожнее.

Бдительным и дисциплинированным на дороге, конечно, надо быть всегда. А вот всем ли по душе стремительно растущие вдоль трасс памятники? У водителей разная психика, особенно у любителей. За рулем немало женщин, нервы которых могут дрогнуть от вида подобного кладбища. Получается и некая раздвоенность: один памятник там, где покоится тело, другой - там, где человека покинула душа.

Владимир Полянский, водитель-профессионал:

"Разумеется, я обращаю внимание на кресты на дорогах. Сколько-нибудь заметно на мое психологическое состояние они не влияют. Сказывается, видимо, опыт. Но в целом я отрицательно отношусь к такому явлению. Дорога не должна напоминать кладбище. Зачем на трассе отвлекаться на мрачные мысли? На ней и так хватает лихачей, вот за ними глаз да глаз нужен. Знаю, что такого мнения придерживаются многие водители. Гибель близкого человека - это очень личное. Такое место можно обозначить, скажем, камнем. Или скромным венком. Но зачем выставлять на самом видном месте кресты? Некоторые из них, вмонтированные в бетон, вообще напоминают монументы. Есть даже ограды".

Владимир Назарчук, сотрудник Минского областного отделения Белорусского фонда безопасности дорожного движения:

"Стаж моей работы в ГАИ - 33 года. Всякое случалось за это время. Считаю, что всякого рода кресты больше отвлекают водителя, нежели мобилизуют. Знаю и отношение к ним дорожников. Нередко они мешают, особенно в зимнюю пору, готовить трассы к безопасному движению. А снести или передвинуть крест рука не поднимается. К тому же, что тут лукавить, бывают случаи, когда подобные памятники устанавливаются и тем, кто повинен не только в своей гибели. Мало ли сегодня водителей, умышленно нарушающих правила дорожного движения?"

Настоятель Дома милосердия, протоиерей Федор Повный:

"Если памятник установлен водителю, проявившему мужество, героизм, спасшему жизнь других людей, тех же детишек, - это одно. И другое, когда ситуация, приведшая к трагическому происшествию, была сомнительной. Людей можно и нужно понимать. Обозначить такое скорбное место, скажем, цветами никто не возбраняет. Все остальное - это уже напоминает язычество. В России, к слову, эту проблему давно решили. Например, многие, кто ездит из Минска в Москву, наверняка заметили часовенку. Она возводится в память обо всех, погибших на этой трассе".

Довелось мне обсуждать эту тему с психологами. Они расходятся в оценках. Одни говорят, что нужно понять родственников жертв дорожных трагедий, и не видят пока проблемы. Другие однозначны в негативной оценке.

Сколько уже воздвигнуто памятников на дорогах? Подобную статистику никто не ведет. Очевидно только, что число их заметно растет. Не случится ли так, что через некоторое время эта деликатная тема станет головной болью не только дорожных служб и ГАИ, но и законодателей?


Кстати

По данным ГАИ, за 9 месяцев на дорогах Беларуси произошло 4.993 ДТП, в которых 1.104 человека погибли и 5.328 получили ранения.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter