Один день в женском скиту преподобного Амвросия Оптинского

Крестом высоким осененный, вдали от сел и городов

Ранний подъем, утренняя молитва, а затем послушание — выполнение работы с 10 до 14 часов, которую назначит матушка Мария. Так начинается день в женском скиту преподобного Амвросия Оптинского. Это эдакая Оптина пустынь в миниатюре, только не в России, а у нас, в деревушке Русаково под Слонимом.


Я попала сюда к обеду. В небольшой гостинице для тружениц — обычных женщин, которые приехали сюда, чтобы поработать и помолиться, начинается трапеза. 


Паломница Инна Хинько из Ляховичей накрывает на стол. Здесь почти все свое: огурцы, помидоры, капуста, салат, перец, зелень, картошка и даже грибы, которые собирают в лесу монахини. На первое — суп, на второе — картошка с этими самыми грибами. На десерт есть даже виноград и апельсины. Во время трапезы инокиня Федотия читает Псалтырь, а послушница Ирина подает тарелки, приборы, заваривает чай или наливает компот. Когда она не занята, то стоит у стола и ждет, не понадобится ли помощь. Обе они обедают после всех. Таково их послушание.


Трапеза закончена. И мне тут же дают первое послушание — помочь убрать со стола, а затем вместе с Инной расфасовать травы в пакеты. 


Какие травы? О, это есть главная уникальность скита. Здесь мать  Анатолия, которая в мирской жизни окончила биофак университета, составляет сборы трав, делает мази, настои и масла. Это и противовоспалительная, обезболивающая, противовирусная мази, мазь при болезнях вен, суставная, от кожных заболеваний, антиалкогольные и антитоксические настои. Перечень так велик, что все не назовешь. 


— В первый раз я сюда приехала, когда муж попал в серьезную аварию и нужно было сделать две сложнейшие операции, — Инна раскладывает травы по пакетам. — Матушка Мария предложила молитву за тяжело болящих. И случилось чудо: мы обошлись обычной косметической операцией, мужу только маленький шов наложили. 


Дел в скиту невпроворот. Хозяйство большое: есть даже древняя порода кур — русская павловская, которую почти уничтожили в советское время. Чудом сохранилось несколько особей. Эти куры отличаются тем, что в их яйце и мясе меньше холестерина. Тут же — коты и собаки. Как здесь бывает. Летит мимо машина, и из нее выбрасывают животное. Вот недавно подбросили одноглазую собаку. Таким же образом кошка Маркиза появилась. Она вся переломана была, два раза наступили на нее, а тут выходили. Являются на подкормку и ежи из леса. Как-то аж 27 особей пожаловали. 


Кто-то из паломников отсюда уедет, а кто-то останется навсегда. Есть правило: чтобы стать послушником, нужно три года прожить в монастыре, потом ему надевают подрясник. Затем уже и постриг недалеко, если человек готов. Собирается духовный собор старших сестер, приглашается духовник. Там и решают: постригать или нет. 


Как происходит обряд? Человек в рубашке и сандалиях ползет по полу в храме — это символ нового рождения человека, а старый умирает, возрождается другая душа. Затем духовник помогает подняться. На послушника возлагаются подрясник, мантия, апостольник, клобук, даются в руки свеча и четки. Нарекается новое имя в честь святого. 


Схимонахиня Иллариона никогда не думала, что станет монахиней. Теперь она — схимница. Ее послушание — молитва и вечный пост. Один раз в году, на Пасху, съедает яйцо. А так пост и только пост, еда без жиров.


— Я помогала в Жировичах, жила там, послушание несла, когда муж умер, — Иллариона очищает железкой подсвечник от застывшего воска. — В немалых годах стала монахиней. Сама думаю: такая я нехорошая, все не успеваю, скорблю об этом. И чем Богу  угодила, что схимница? В детстве не посещала церковь. Мама верила и, когда ходила в церковь, оставляла дома горящую лампадку. Видно, у меня все пошло с лампадки. Больно уж нравилась она мне.



Тогда схимонахиня работала на газопроводе за Ленинградом. Однажды почувствовала, что хочет в храм. Откуда это чувство? Не знает. А что ты там будешь делать, спросила она себя. Не знает, но хочет в храм. 


Есть в скиту и пенсионерки, состоящие в сестричестве, которые приезжают из Березы. Сегодня они штукатурили монастырь, подвязывали помидоры и убирали на огороде. 


Но самое главное здесь даже не труд, а любовь, которой матушка Мария пытается всех окружить. К ней едут за жизненными советами: что делать, если сын наркоман, в работе проблемы, муж пьет. Как к Богу приходят? Да вот как в пословице: пока гром не грянет, мужик, а в нашем случае женщина, не перекрестится. 


Все узнают о чудесном месте по сарафанному радио. Как-то приехали дед, молодой мужчина, маленький мальчик из-под Минска. Деду приснилась покойная жена, которая сказала: езжайте с ребенком в деревню Русаково. Вот как это объяснить? Но собрались и приехали.


Выполнив послушание, в 18.00 все идут в храм на монашеское правило — молитву. Я же отправляюсь на электричку. Чем смогла, тем помогла, и мне пора домой. А в скиту — ужин и личное время на чтение. А еще возможность обсудить проект для женщин, которые подвергаются домашнему насилию.

Фото Алины КАСЕЛЬ


КСТАТИ


Как создавался скит


Девять лет назад Гурий, архиепископ Новогрудский и Лидский, подписал указ о постройке в деревне Русаково женского скита, т.е. закрытого монастыря, где основным направлением стала бы молитва. Несколько монахинь перевели из слонимского Свято-Благовещенского монастыря, тут они поселились в старом ветхом домике. В полу были щели, вода замерзала, спали на раскладушках, денег и хлеба не было... 


Монахиням был дан наказ: строить скит. Для храма они нашли старый заброшенный дом, стоящий на возвышенности. Раньше тут была школа, затем магазин. 


За время работы сестры изучили все премудрости строительного дела. Приезжали и помогали родственники и знакомые, а также люди, которые жертвовали купола, колокола. Один мужчина принес в дар  целый иконостас. 


И теперь здесь маленький, красивый и уютный храм, куда со своей бедой может обратиться любой человек.


Алина КАСЕЛЬ 


alinakasel@gmail.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter