Православие в Литве: ждать ли нового раскола?

Креста на них нет

Прошедшая неделя выдалась весьма бурной и насыщенной. Бесконечные и почти рутинные боевые действия на украинском фронте, не менее рутинные марши и перформансы украинских беженцев на улицах Европы. Бесконечные разговоры евро-атлантических элит о необходимости поддержки демократической Украины оружием, деньгами и другими «пакетами» еще бог знает какой помощи. И все же в этом пестром политическом калейдоскопе зацепился глаз за один узорчик…

Вопросы без ответов 

На Страстной неделе (по православному календарю) с неожиданной идеей выступил глава литовского внешнеполитического ведомства Габриелюс Ландсбергис. Сей деятель вдруг заявил о необходимости внесения в санкционные списки Евросоюза Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Инициатива немного странная. Во-первых, в современной секулярной Европе церковь и государство — две совершенно разные организации. Тем более Русская православная церковь и ее глава, находящийся в Москве, и литовское государство.
Каким образом санкции против церковного руководителя помогут остановить военные действия, каков будет их экономический эффект — вопросы без ответа. 
Во-вторых, как раз церковь могла бы сыграть роль моста и канала для переговоров о возможном примирении сторон в украинском конфликте (и, шире, — в цивилизационном конфликте Запада с Россией). Именно такие шаги предпринимались в последнее время, и даже готовилась встреча Патриарха Московского и Папы Римского где-то на нейтральной территории. К сожалению, 22 апреля Папа Франциск заявил, что в ближайшее время такая встреча невозможна. Однако дипломатическое общение по церковным каналам продолжается, и внесение главы Русской православной церкви в санкционные списки значительно осложнило бы диалог и явно помешало бы миротворчеству. Так на что направлены усилия литовской дипломатии: на мир в регионе или на разжигание ситуации?

По украинским лекалам

Но в заявлении литовского министра имелось еще одно интересное предложение. И гораздо более серьезное по возможным последствиям. 
Ландсбергис заявил, что власти Литвы участвуют в консультациях по возможному отказу Виленско-Литовской епархии православной церкви от иерархического подчинения Московскому патриархату и переходу под управление Константинополя. То есть речь идет о новом возможном расколе, как это случилось совсем недавно в Украине.
Там, напомню, при активной поддержке президента Петра Порошенко и госдепартамента США в 2018—2019 годах была проведена операция по созданию новой Православной церкви Украины, получившей «томос об автокефалии» из рук Константинопольского патриарха и заявившей о своем подчинении Константинополю по всем вопросам. При этом в состав новосозданной церковной организации включили приходы неканонических (раскольничьих) Украинской православной церкви Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви. 

Ранее эти самопровозглашенные религиозные образования не признавались другими православными автокефальными церквями. Однако их подчинение Константинополю создало прецедент, позволивший «легализовать» раскольников перед православным миром. Более того, именно эти фактически раскольничьи секты стали позиционировать как «истинную украинскую церковь», противопоставляя и стравливая их с клиром и прихожанами Украинской православной церкви Московского патриархата (являющейся абсолютным лидером и по количеству последователей, и по количеству приходов). 

У последней еще в довоенные времена вооруженные молодчики из националистического «Правого сектора» по-бандитски стали «отжимать» храмы, запугивая прихожан и священников, требуя перехода под власть новосозданной УПЦ. И все это под покровительством и при непосредственной поддержке украинского государства. Об очевидном русофобском характере этих событий говорить не приходится.

В чужой монастырь со своим уставом

И вот теперь нечто подобное замыслили власти Литвы. Правда, ситуация тут иная. Если православие в Украине — «государствообразующая» религия, то в Литве господствует католицизм. Доля православных — всего 4—5 процентов от общей численности населения (около 140 тысяч человек). 

Так что урон, который можно нанести Московскому патриархату, отделив от него небольшую епархию, будет только имиджевый. Тем не менее литовские политики готовы внести раскол в ряды собственных граждан (ведь и паства, и основная масса священников — жители Литвы).

Поводом для атаки на православное руководство стало решение митрополита Виленского и Литовского Иннокентия о выведении в апреле за штат (это фактически отстранение от служения) нескольких священников, активно выступивших с осуждением событий в Украине и заявивших о нежелании поминать в богослужениях Патриарха Московского. 

Личная антивоенная позиция — это одно. А отказ от установленных канонами ритуалов и правил — совсем иное. История помнит, как из-за всяких вольностей в службе и собственных трактовок Священного Писания происходили глобальные вещи: раскол на православие и католицизм, Реформация и последовавшие за ней религиозные войны. Как видно, внутрицерковный дисциплинарный вопрос литовские власти решили использовать с далеко идущими целями и уже начали «консультации» с теми самыми священниками, отстраненными от службы, формируя внутреннюю фронду в Литовской митрополии. 

Зная настойчивость Вильнюса в его русофобской политике, не стоит сомневаться, что скоро мы услышим о визитах представителей Константинопольского патриарха на каноническую территорию Московского патриархата. И где-то рядом обязательно появятся люди из госдепартамента США.

Алексей ­БЕЛЯЕВ, политолог.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter