В Могилеве возросло количество жалоб на бракованные памятники и надгробия: как защитить себя от обмана похоронных фирм

Крест на качестве

Как выразить чувства к человеку, которого уже нет? Прежде всего достойно проводить в последний путь. Традиционно это синоним установки памятников и надгробий. Хотя стоимость их немаленькая, близкие люди, как правило, денег на подобные расходы не жалеют. Но вот на поверку желаемое получают не всегда. В Могилеве, например, в последнее время возросло количество жалоб на халтуру или обман со стороны предпринимателей, занятых в ритуальном бизнесе. На что обижены клиенты похоронных контор? Как защитить себя от нежелательных сюрпризов? Наш корреспондент попытался разобраться в хрупкой материи взаимоотношений заказчиков и предпринимателей.

Прежде чем сделать свой выбор в пользу той или иной фирмы, не будет лишним поискать о ней отзывы в интернете.
2gis.ru

Договориться не смогли


За могилой родной тети могилевчанка Нина Анисимова ухаживает не первый год:

 — Так получилось, что к финалу своей жизни я оказалась самым близким для нее человеком. Уходя, тетя высказала пожелания по поводу похорон. Разве я могла ослушаться и не выполнить ее последнюю волю?

За помощью в благоустройстве захоронения осенью 2018-го женщина обратилась к частнику, арендовавшему павильон на одном из мини-рынков Могилева. «Составили договор, в нем оговорили объем работ, сроки их выполнения, — вспоминает Нина Владимировна. — Я внесла аванс — 200 рублей. Чек мне не дали, передача суммы просто была прописана в документе». Оставшиеся деньги за услугу — 1300 рублей — могилевчанка должна была внести по завершении проекта.

К выполнению договора предприниматель приступил с опозданием. А когда работы наконец стартовали, реалии очень разительно разошлись с эскизом. Качество плитки оказалось ниже оговоренного. И покрыла она, считай, все место захоронения, тогда как племянница планировала посадить у могилы родственницы цветы. И это не все: старый столик у могилы исчез, а на его месте появился другой — ну очень ржавый! «Когда я пришла с претензиями, хозяин фирмы обещал все исправить. А в завершение сказал: «Посмотрите в мои глаза. Вы что думаете, они врут?» Нина Анисимова не скрывает, что ей даже стало неловко за собственную настойчивость. Но, увы, перемен к лучшему не случилось. Ни к чему не привели и новые попытки договориться. «С мертвой точки дело стало сдвигаться, когда обратилась в Могилевскую городскую организацию защиты потребителей, — поделилась пенсионерка. — Там мне помогли составить претензию, а затем и исковое заявление в суд».

И за аренду должен!


— Судебных заседаний было несколько, — уточнила Нина Владимировна. — Первое прошло в мае, последнее — в сентябре.

В процессе перманентного диалога, призналась горожанка, ответчик заявил: чего, дескать, вы так привязались к своему столику? Если желаете, привезем еще один, с другого места захоронения. От такого предложения, не скрывает пенсионерка, стало не по себе: «Возможно, некоторые вещи я назвала по-своему. Но когда документ составляли, исполнитель ведь понимал, о чем речь! Все мелочи разве пропишешь?!» Разбирательства, не скрывает, здоровья ей не прибавили. Но в итоге точка в этом деле поставлена, договор расторгнут, а Нина Анисимова получила квитанцию об оплате 200 рублей за частичное благоустройство. Однако осталась дилемма: вернуться к первоначальному проекту либо усовершенствовать то, что уже сделано? В первом случае придется опять тревожить покойную. А второй разнится с желаемым. Но при любом раскладе нужно искать новую фирму по оказанию ритуальных услуг.

Между тем выяснилось, что претензии к предпринимателю есть и у других заказчиков. «Я инвалид второй группы. В прошлом году заключила договор с данной компанией на комплекс работ по благоустройству захоронения. Предоплата составила 150 рублей. Все, что они сделали, — сняли памятник и столик со скамьей. Сначала на звонки отвечали через раз, потом вообще перестали брать трубку», — пожаловалась 80-летняя Мария Николаевна. Еще одна клиентка рассказала, что могилу ее матери частник огородил металлическим заборчиком явно не по размеру. И что подозрительно, уже видавшим виды. «Напрашивается вопрос: откуда оградка?» — переживает клиентка.  

…Мне тоже не удалось это узнать. «Офис» ИП на рынке закрыт, а телефон либо молчит, либо не отвечает. Более того, как оказалось, предприниматель остался должен еще и за несколько месяцев аренды торговых площадей! Устав от обещаний «квартиранта», владелец киоска в итоге простил тому недоимку. Но обиженные им клиенты брак в работе прощать не намерены. И не исключают того, что поиски правды продолжат в суде.

В очереди на компенсацию


Председатель Могилевской городской организации защиты потребителей Ольга Баранова отметила, что претензий к качеству работы предпринимателей, занятых в ритуальном сервисе, немало.

Случалось, что фото человека на памятнике было перевернуто, а имя покойного путали с именем заказчика. Затягивание сроков выполнения заказа тоже не редкость. Скажем, Вера Вельчицкая из Могилева вообще не дождалась установки памятника на могиле родственника:

— Договорились, что требуемую сумму — а это тысяча рублей! — внесу сразу. Но если я свои обязательства выполнила, то предприниматель — нет. Более того, пункт приема заказов фирмы перестал работать.

Позже узнали, что владелец с женой… ушли в запой. Объясняться с нерадивым бизнесменом пришлось через суд.  

Храните кассовые чеки


Если раньше ритуальные услуги оказывали в основном государственные службы, то сегодня влиться в этот бизнес может практически любой желающий. Процедура несложная. Начальник отдела экономики администрации Ленинского района Могилева Алеся Дудкова отметила, что лицензия на такого рода услуги нынче не нужна. Закрыть дело человек тоже может по своему желанию. Но иногда предписания выносят контролирующие органы или определения судов. «Такие случаи были, — констатировала Алеся Дудкова. — Но не очень много». Получается, чтобы не попасть впросак, клиент сам не должен забывать о бдительности? Ольга Баранова подтвердила, что от внимательности потребителей на самом деле зависит многое:

— Когда вникаешь в детали конфликтных историй, выясняется: люди нередко проявляют беспечность при оформлении заказов. Не оговаривают письменно сроки их выполнения, не берут чеков на выданный аванс. Требуйте и храните кассовые чеки, приходные ордера или иные документы, подтверждающие заказ. В случае форс-мажора это поможет отстоять свою позицию в суде.

А примеры, когда доморощенные «безенчуки» получали по заслугам, есть. Старший помощник прокурора Могилевской области по правовому обеспечению, информации и общественным связям Елена Шумейко рассказала, что одному из могилевских бизнесменов за махинации в сфере ритуального бизнеса дали четыре года колонии строгого режима. Действовал он сразу в двух областях: Могилевской и Витебской. Но как он ни пытался обмануть других и обойти закон, отвечать за свои поступки все равно пришлось. Елена Шумейко посоветовала:

— Прежде чем сделать свой выбор в пользу той или иной фирмы, не будет лишним поискать о ней отзывы в интернете. Люди нередко высказывают свои обиды на форумах, и их мнение поможет застраховаться от разочарований или обмана. Не стоит также сразу вносить все деньги, достаточно предоплаты — этот факт, разумеется, должен иметь документальное подтверждение. Но если качество работ оказалось ниже ожидаемого, а сроки выполнения заказа не соблюдены — направьте исполнителю письменную претензию. А в крайнем случае не затягивайте с заявлением в милицию или суд. Чем раньше обратитесь, тем быстрее разрешите проблему.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter