Крещенные огнем

Легенду советской разведки Александра Козлова, чья судьба стала прообразом главного персонажа культовых фильмов «Путь в «Сатурн» и «Конец «Сатурна», постигла печальная участь многих патриотов Родины

Легенду советской разведки Александра Козлова, чья судьба стала прообразом главного персонажа культовых фильмов «Путь в «Сатурн» и «Конец «Сатурна», постигла печальная участь многих патриотов Родины. Освобожденный в конце войны из американского плена, «двойной агент» Козлов по прибытии в Советский Союз был репрессирован и предан забвению. Только в конце 60-х жители кубанского городка Горячий Ключ узнали, какая легендарная личность живет рядом с ними. Страницы мужества и героизма Александра Ивановича в годы войны, его успешная деятельность в интересах советской разведки в самом логове вражеских диверсантов – абверовской разведшколе «Сатурн» (где он «дослужился» до ранга заместителя начальника школы) стали достоянием и в его родном селе  на Ставрополье. Земляки героя единодушно приняли решение присвоить ему звание почетного гражданина Александровского. К слову, Александра Козлова помнят не только на своей малой родине: имя героя чтят и в белорусском городке Борисове, где в годы оккупации и находилось гнездо подготовки немецких шпионов — «Сатурн». Именно с помощью перевербованных курсантов этой школы  наш разведчик передавал в Москву ценнейшую информацию о вражеской агентуре и планах врага.

Вместе с тем есть в биографии легендарного разведчика Александра Козлова малоизвестная страница, связанная с полесским городком Калинковичи. Именно сюда, в Калинковичское военное пехотное училище, незадолго до начала Великой Отечественной войны был направлен по комсомольской путевке на учебу «Байкал-61» (разведпозывной Козлова). В эти январские дни, когда жители Калинковичского района отмечают очередную годовщину освобождения района от немецко-фашистских захватчиков, рассказ о деятельности военно-пехотного училища, воссозданный с помощью членов группы «Поиск» городской СШ № 2 и  неизменного координатора поисковиков, ветерана Вооруженных сил, жителя Калинковичей Александра Поповича, на наш взгляд, будет хорошим вкладом в копилку народной памяти о тех незабываемых днях… 

-----------------------------------

…1939-й. Год, когда  боевые действия на советско-финской границе становились все жарче, а громыхание гусениц и кованых сапог солдат вермахта вблизи нашей территории слышалось все отчетливее, руководство советской страны постепенно приходило к осознанию неминуемости жестокой схватки с нацистами. Результатом стало создание в городе Калинковичи тогдашней Полесской области военного пехотного училища. Первым начальником его стал полковник Г.Вдовин. Вскоре, в связи со срочным отзывом его в регулярные части, формирование школы командиров продолжили военный комиссар А.Ерисов и исполняющий обязанности начальника училища полковник А.Кострикин. Занятия в училище начались 2 января 1940 года. Состав курсантов был весьма неоднороден: прибывали сюда по рекомендациям партийных органов и комсомольским путевкам отобранные военкоматами призывники из разных уголков России, Украины, Беларуси, имеющие восьмилетнее, среднее и в редких случаях высшее образование. Разным был и возрастной «ценз» курсантов — от безусых 18—19-летних пацанов до уже успевших испытать нелегкий «трудовой хлеб» 30-летних мужчин. 

Эстафету руководства  школой военных командиров в апреле 1940 года принял от своих предшественников полковник Сергей Князьков (о нем в архивах имеются более полные данные). 15 июня, менее чем через полтора года после начала обучения и за неделю до нападения фашистов на СССР, в училище состоялся первый выпуск 816 молодых лейтенантов. Большинство из них (653) прошли обучение по программе пехотного училища, 163 курсанта  получили необходимые знания по организации стрелково-пулеметного дела. День первого выпуска по решению военного совета Западного особого военного округа был объявлен праздником училища. Для дальнейшего прохождения военной службы выпускники Калинковичского училища были отправлены в части, которые впоследствии в большинстве своем и стали первыми на пути ворвавшейся в нашу страну грозной военной машины вермахта. 

Дыхание войны становилось все более осязаемым. И не случайно в день подписания приказа НКО СССР № 00271 о присвоении вчерашним курсантам лейтенантских званий появился и приказ командующего ЗапОВО, в соответствии с которым многие выпускники училища были «переназначены» командирами пулеметных и минометных взводов 62-го, 64-го и 66-го укрепленных районов в районе Белостокского выступа. Среди тех, кому уже через несколько дней довелось лицом к лицу встретиться с фашистами на первых метрах белорусской земли, были защитники Брестской крепости,  – молодые лейтенанты, выпускники Калинковичского пехотного, приписанные к 42-й и 104-й, 6-й стрелковым дивизиям, Василий Водопьянов, Александр Петлицкий, Иван Базунов, Дмитрий Познахарев, а также уроженец деревни Заболотье Узденского района Минской области Александр Махнач. 

Будущий известный белорусский писатель Алесь Махнач после окончания училища 17 июня 1941 года прибыл в Брестскую крепость и был назначен командиром взвода третьего батальона 455-го полка 42-й стрелковой дивизии. Со своими бойцами и другими боевыми товарищами ему пришлось на протяжении нескольких дней сдерживать атаки озверевших гитлеровцев на Центральном острове крепости. В ходе боев 27 июня лейтенант Махнач был контужен и в бессознательном состоянии пленен фашистами. Находился в немецких лагерях до апреля 1945 года, когда вместе с другими военнопленными был освобожден войсками союзников СССР по антигитлеровской коалиции. После войны Алесь Махнач, как и многие из побывавших во вражеском плену, подвергся репрессиям. О тяжелых днях обороны цитадели над Бугом впоследствии он напишет в своих книгах «Командир Восточного форта» и «Дети Брестской крепости».  Непростая судьба Алеся Махнача постигла и попавших в плен к гитлеровцам после окружения ими Брестской крепости его однокашников по училищу – Василия Водопьянова и Александра Петлицкого. Выйти из вражеского кольца и продолжить борьбу с фашистами тогда удалось немногим. В их числе были Дмитрий Познахарев, а также позднее продемонстрировавший  выдающееся мужество в боях с фашистами под Москвой и Сталинградом лейтенант Иван Базунов. 

К слову, отвагу и героизм проявляли выпускники Калинковичского пехотного училища не только при защите укрепленного Белостокского выступа. Звание Героя Советского Союза за личную храбрость и умелое командование подчиненным подразделением при обороне стратегического плацдарма на западном берегу реки Березины недалеко от Бобруйска было присвоено старшему лейтенанту Вячеславу Петрову. 23 июня 1944 года окруженная группировка гитлеровцев предприняла мощное наступление из Бобруйска в районе деревни Шатково. Замысел врага был понятен: овладеть переправой через реку Березину. Высоту западнее деревенского кладбища удерживал взвод автоматчиков под командованием лейтенанта Петрова. В течение 14-часового боя немцы предприняли около 10 яростных атак на горстку храбрецов крупными силами пехоты при поддержке самоходной артиллерии и танков. Неоднократно высота переходила в руки неприятеля, но каждый раз фланговыми контратаками наши воины вышибали фашистов с этого рубежа. Более 150 солдат и офицеров потеряли гитлеровцы в том бою, около 30 из них – на счету бесстрашного лейтенанта. Когда вражеская пуля скосила командира роты,  Петров принял на себя командование подразделением. Высота у деревни Шатково осталась в наших руках, что во многом предрешило разгром крупных сил врага в Бобруйском котле. Имя храброго командира увековечено в книге «Память» Бобруйского района, личное дело участника Парада Победы Вячеслава Петрова и копия его наградного листа хранятся в музее города Бобруйска. 

…В связи с началом войны в Калинковичском пехотном училище был произведен досрочный выпуск 815 лейтенантов первого года обучения, 640 из них убыли отсюда для командования московскими формированиями народного ополчения. С 1 августа по 5 сентября 1941 года в училище прошли подготовку и были отправлены во фронтовые части 650 политбойцов. Приближение к Калинковичам передовых частей немецкой армии вынудило военное руководство страны отдать приказ о передислоцировании училища в город Вышний Волочек, а оттуда еще дальше – в  Рыбинск Ярославской области. В 1943 году учебная база пехотного училища была переведена в город Саранск Чувашской АССР, где после победы над фашистской Германией оно и было расформировано. Значимость деятельности этого военного учебного заведения в том, что в годы противостояния врагу училище выполнило поставленную перед ним задачу подготовки комсостава – из его стен вышло 2712 офицеров. Из-за чрезвычайной сложности военной обстановки не всем курсантам училища было предначертано надеть офицерские погоны: около 4 тысяч из них были в оперативном порядке отправлены на фронт рядовыми и сержантами. О таких бойцах Красной армии есть, правда, очень небогатые сведения в музее калинковичской СШ № 2. Поисковики районного центра надеются, что этот рассказ о Калинковичском пехотном училище прочтут его бывшие выпускники, которые и помогут следопытам сделать летопись славного пути кузницы командирских кадров, созданной на Белорусском Полесье, более полноценной и содержательной. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter