«Крепостной» художник: 100 лет со дня рождения Петра Дурчина

Его называли «крепостным» художником, потому что свыше 200 своих работ он посвятил Брестской крепости. Парень из Мозыря, который с первого дня войны сражался в составе 215-го истребительного противотанкового артиллерийского дивизиона 130-й стрелковой дивизии. В тяжелом оборонительном бою подносчик снарядов рядовой Петр Дурчин был тяжело ранен, и из всех орудий у него остался только карандаш.

С карандашом он был дружен с самого детства.

- Мне купили цветные карандаши, я стал рисовать, - вспоминал он много лет спустя.

Когда он был в пятом классе, учительница показала ему альбом с репродукциями Левитана. Это и решило его судьбу.

Пятнадцатилетним мальчиком он едет поступать в Витебское художественное училище – единственное по тем временам художественное учебное заведение в БССР. Среди абитуриентов 1934 года Израиль Басов, Владимир Кухарев, Павел Маслеников, Петр Явич, Борис и Глеб Нестеренко. Басов провалил русский язык, остальные благополучно поступили. И началась у них сказочная жизнь: уроки у Фогта, уроки у Минина. А над всем возвышался учитель учителей – Юдель Пэн, - свет которого и поныне озаряет искусство всего мира.

Учитель Шагала и Лисицкого был смиренный человек, далекий от авангардизма. Его жестокое убийство в ночь с 28 февраля на 1 марта 1937 года потрясло учеников и коллег.

Между тем, стали сгущаться тучи над Ефимом Мининым. В ноябре 1937 года он был арестован, а 23 декабря расстрелян, о чем тогда, конечно же, не знали.

- Семь человек из Витебского техникума [были арестованы], - вспоминал позднее Петр Сидорович. - Для меня это было непонятно: их называли врагами народа. И на меня это так сильно подействовало, что я оставил Витебск и поехал учиться в Москву.

Дурчину повезло. Он поступает в Областное художественное училище памяти 1905 года в класс Петра Ивановича Петровичева, любимого ученика Левитана. Несомненно, он увидел в этом знак.

А тут финская война. В апреле 1940 года его мобилизовали, и лишь в 1946 году он возвращается в училище, чтобы закончить учебу и получить заветный диплом.

Вместе с дипломом он получает направление в Суриковский институт. Почему он им не воспользовался? Или воспользовался, но предпочел это скрыть? Спрятался за отговорку: помешало слабое здоровье. Он действительно страдал от кровохарканья вследствие ранения грудной клетки. Но это ничуть не помешало ему в 1960-1970-ых годах объездить весь Союз в поисках выживших защитников Брестской крепости. Да и не похоже на Дурчина, чтобы он отказался от мечты из-за физических немочей.

Скорее тут видится другой сценарий. Дурчин уезжает из Москвы в 1949 году – в самый разгар антисемитских беснований. Возможно, его отсеяли из института, как многих других талантливых студентов.

Но тут возникает другой вопрос: почему Барановичи? С какой целью он выбрал этот город, и чем зарабатывал на жизнь до 1956 года, когда в его судьбе произошел неожиданный поворот?

О том, что в Бресте собираются установить диораму «Оборона Брестской крепости», Дурчин узнал от керамиста Федора Зильберта – уроженца Эстонии, поселившегося в Беларуси в 1946 году.

Это был необычный и дерзкий замысел. Вплоть до XX съезда КПСС, осудившего культ личности Сталина, подвиг Брестской крепости тщательно замалчивался, а ее героические защитники числились «побывавшими в плену и подвергшимися воздействию фашизма». Многие отбывали срок в сталинских лагерях, а те, кто оставался на воле, свой подвиг, мягко говоря, не афишировали.

Реабилитацию Брестской крепости инициировал Хрущев. В 1954 году ветеран войны, писатель Сергей Смирнов начал расследование. В 1955 году он публикует ряд статей в газетах и журналах, а в 1956 сразу две книги - «Крепость на границе» и «Крепость над Бугом».

Любопытные события происходят в самой крепости. На первом этаже казармы саперного батальона 128-го стрелкового корпуса организуется комната боевой славы, куда несут предметы из раскопок. 23 февраля 1956 года она получает статус комнаты-музея. И, наконец, 8 ноября 1956 года в Цитадели открывается Музей обороны Брестской крепости, начальником которого назначают капитана А. А. Крупенникова.

Все это происходит без санкции «сверху». Лишь 3 июня 1958 года ЦК компартии и Совет министров БССР принимают совместное постановление «О музее обороны Брестской крепости».

Важной частью создающегося музея должна была стать диорама наподобие «Бородино» и «Обороны Севастополя», созданных еще в царское время Францем Рубо. Подобного опыта в БССР, да и во всем Советском Союзе не было.

Но Дурчин отважно берется за работу и справляется с ней в считанные месяцы.

Причем диорама была немаленькая – 7х14 метров – и соответствовала всем канонам жанра. На ней фашистские орды форсировали Мухавец и штурмовали крепость со стороны Холмских ворот. Предметный передний план создавал полнейшую иллюзию реальности. Для полноты эффекта диорама подсвечивалась, а показ сопровождался музыкой и дикторским текстом Левитана (опять Левитан!)

Успех был огромный. Автора немедленно приняли в Союз художников и дали карт-бланш на дальнейшую разработку этой темы. В 1957 году Петр Дурчин весь летний сезон живет в развалинах крепости и рисует, рисует, рисует…

А на Западном острове в это время работает Сергей Смирнов. Их представили друг другу, писатель пожелал ознакомиться с рисунками художника, и в результате серия работ Дурчина «Брестская крепость» с большим успехом была представлена на Всесоюзной художественной выставке в Москве.

И начались странствия Дурчина по всему Советскому Союзу с целью запечатлеть лица защитников Брестской крепости.

Он пишет всех – живых и мертвых. Вглядывается в фотографии, расспрашивает родных. На вопрос, зачем он это делал, ответил так:

- Хотел сохранить их лица, их глаза. Какой-то долг перед ними чувствовал.

В 1950-1960-е годы он пишет портреты в основном пастелью – своими любимыми с детства цветными карандашами. Позже переключается на технику цветной литографии. Его галерея растет, одних только «живых» портретов он написал свыше пятидесяти.

В 1961 году решением Главного политического управления Советской армии и Военно-морского флота эта уникальная галерея была включена в постоянную экспозицию музея обороны Брестской крепости и напечатана в виде открыток. На просторах сети до сих пор вспыхивают дискуссии о том, насколько «похож» тот или иной портрет на свой прототип.

- На фотографиях он всегда такой летящий... А здесь «все сложно»! – удивляется, глядя на портрет Петра Сергеевича Клыпы, его молодая родственница Ольга.

Но у искусства своя правда. Художник видит то, что зачастую скрыто от глаз близких людей.

Дурчин не просто рисовал своих героев – он с ними дружил. Клыпе было 14 лет, когда он участвовал в обороне Брестской крепости, и многие до сих пор сомневаются, имеет ли он право быть в пантеоне ее защитников. Кто-то раскопал, что после войны Клыпа получил срок 25 лет за бандитизм. Но и Смирнов, и Дурчин в один голос заявили: Клыпа герой, и относиться к нему надлежит как к герою!

А сколько переживаний выпало на долю Дурчина, когда заместителя политрука 84-го стрелкового полка Самвела Матевосяна, возглавившего атаку в Цитадели, 35 лет спустя по лживому доносу исключили из партии, отняли звезду Героя Социалистического Труда и фактически похоронили заживо. От смертельно больного Сергея Смирнова потребовали, чтобы он вычеркнул имя Матевосяна из своей книги «Брестская крепость». Смирнов отказался, и книгу запретили, а уже готовый 130-тысячный тираж пустили под нож. Рисунок Дурчина в экспозиции Брестской крепости остался тогда висеть на месте, но подпись сняли.

Матевосян и остальные защитники, «запятнанные» пленом, были окончательно реабилитированы в России 24 января 1995 года. Петр Дурчин скончался 19 июля 1997 года в Минске, где он жил с конца 1950-ых годов и даже в самые сложные времена не хотел никуда уезжать.

Согласно его последней воле, все оставшиеся после него вещи и документы его племянники передали Мемориальному комплексу «Брестская крепость-герой», где уже хранились порядка 200 его работ. Это богатство бережно сохраняется брестскими музейщиками. Гораздо печальнее оказалась судьба диорамы. От нее остался только задник.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter