Крепость

Во имя чего мы предаем павших? По каналу РТВ прошел документальный фильм «Брестская крепость». Производство «Воен ТВ», режиссер Андрей Велемицын, продюсер Игорь Угольников. Этот фильм посвящен защитникам Брестской крепости, принявшим первыми на себя удар вермахта.

Гитлеровцы были ошеломлены не укладывавшейся в их понятия стойкостью людей, блокированных немцами в стенах крепостных казематов. Крепость стала на пути войск, одержавших без особого труда победу над французской армией – самой боеспособной в Западной Европе, по оценкам того времени, – и над армиями других европейских стран.
Стойкость и героизм защитников Крепости стоили дивизий. Плечом к плечу сражались за единое Отечество русские и белорусы, украинцы и калмыки, чеченцы и грузины… Гитлер рассчитывал на то, что советский народ восстанет против большевизма и встретит немцев как освободителей. Ему вторят некоторые доморощенные «известные писатели» и «видные политики».
Но, видимо, существовало нечто более высокое, чем преходящая идеология и переменчивая власть. Это был воинский долг: перед памятью предков, давших жизнь и жертвовавших ради будущих поколений, и перед потомками, ради которых мы все живем. Враг пришел не освобождать, а завоевывать и покорять, не разбирая племени и роду, как было на протяжении веков. Потому и стояли против врага вместе. И никому из красноармейцев даже в голову не приходило посчитаться за исторические обиды! Не думали тогда герои, что их потомки, тщеславно надувая щеки и презирая историю, спустя всего сорок пять лет разобьют на осколки суверенитет великой страны, созданной неимоверным напряжением и жертвенностью.
Крепость навечно стала объединяющей святыней народов бывшего СССР. Об этом убедительно рассказывает фильм.
Сам рассказ, как реконструкция давних событий, подтверждается словами живых участников обороны Крепости и очевидцев. Спокойно и основательно передает в кадре отношение современников к воинской судьбе и памяти героев Игорь Угольников, выступая в роли ведущего. В фильме нет пропагандистских пассажей, и потому зрители в своих переживаниях искренне разделяют авторскую позицию. Разумеется, не беспристрастную. История часто вызывает сердечную боль безвозвратных утрат. Так было и на этот раз.
Защитники Брестской крепости не знали, что Красная армия отступала, и до последнего надеялись на помощь. До 12 июля сражалась группа бойцов, возглавляемая майором Петром Гавриловым, хотя немецкое командование доложило Гитлеру о взятии Крепости 30 июня. По свидетельству очевидцев, стрельба в Крепости продолжалась до августа, и в немецкий госпиталь из нее поступали раненые офицеры и солдаты, а на кладбище – убитые. Последняя надпись на стене одного из казематов была сделана в ноябре: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина. 20.11.41». Крепость не сдалась. Легенда о жене погибшего офицера, скрывавшейся в развалинах и уничтожавшей врага после того, как в крепость вошли немцы, разрывает сердце.
После фильма, глубоко затрагивающего память о героическом трудном прошлом, память о подвиге всех народов Советского Союза в годы Великой Отечественной войны, нынешняя политика показной суверенизации республик кажется преступной по отношению к павшим. Они сознательно шли на смерть не во имя парада суверенитетов на просторах СССР, а ради спасения единой и неделимой великой страны. Именно поэтому заявления  о независимости осколков былой державы воспринимаются после просмотра этого фильма, как оскорбление героев… Фильм заставляет задуматься и над вопросом: на какой идеологии воспитываются нынешние защитники Отечества, солдаты армий бывших союзных республик?
Жаль, что документальный фильм «Брестская крепость» был показан в полночь, а не в прайм-тайм, отведенный на телеканалах, как водится, рейтинговой развлекаловке и дорогой рекламе. Будем надеяться, что Андрей Велемицын и Игорь Угольников продолжат документальный сериал о святынях нашего общего прошлого.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter