«Крепость»: пятый фильм документального сериала «2020» на СТВ подводит итоги самого непростого года для Беларуси

22 июня 2021 года. Александр Лукашенко прибыл на траурный митинг в Брестскую крепость — форпост сопротивления фашизму, символ несгибаемого мужества советского солдата, священное место для каждого белоруса. «Здесь, у стен белорусской Брестской цитадели, буквально в первые часы войны нацистский блицкриг сорвался», — напомнил Президент. Сорвался он и в 2020‑м, когда нашу страну снова попытались захватить извне, только уже другими методами. О том, почему это не удалось, чего стоило и какие уроки мы должны извлечь из произошедшего, рассуждают белорусы в фильме «Крепость» — завершающей серии документального проекта «2020», созданного телеканалом СТВ


Видео: СТВ

То, что хранит память

Вспомним эту речь Главы государства 22 июня:

Фото: БЕЛТА

— Захватчики — а против Советского Союза воевала почти вся Европа — не понимали тогда, почему даже в самых отчаянных ситуациях советский солдат не сдавался, как вообще он смог выстоять и победить. Так же сегодня нас не понимают потомки тех, кто в 1940‑е шли по белорусской земле на Москву, жгли дома и уничтожали людей. Недоумевают, почему мы все еще существуем на этой земле как государство. Видимо, им этого не дано понять. Белорусы все чаще спрашивают: так что, воевать будем? Да бросьте, белорусы, мы уже давно воюем! Сценарии прописаны, роли распределены, просто мы оказались сильнее и мудрее.

Все мы помним те чувства, которые испытывали в этот момент. Гордость? Да. Вера? Безусловно. А еще — готовность идти до конца по тому непростому пути, который предназначен нам самой историей.
Третья мировая давно идет, вся разница: пушки в этой войне говорят не первыми, а последними. Сегодняшние захватчики так же безжалостны и циничны, их цели и планы мало отличаются от той участи, которую готовили нам в 1941‑м, изменились лишь методы.
Фото: БЕЛТА

— Нас должны были экономически удушить еще в 2020 году, — говорит Премьер‑министр Беларуси Роман Головченко. — Август, сентябрь, октябрь, ноябрь — фактически в ежедневном режиме решали вопросы, связанные с финансово‑банковской системой страны, обеспечением ее устойчивости, недопущением девальвационных процессов. Ведь тогда была предпринята масштабная — я ее назову диверсионная — информационная атака.

Направление удара (как и в прошлый раз) — на Москву. Захваченную Беларусь планировали превратить в плацдарм для нападения на Россию, утыкать базами НАТО и отсюда при необходимости начать новую, уже горячую фазу войны. Преувеличение? Нагнетание истерии, конспирология? Как бы не так! Послушаем министра иностранных дел Беларуси Владимира Макея:

Фото: БЕЛТА

— Сошлюсь только на одно заявление бывшего помощника Президента США по национальной безопасности Джона Болтона, который посещал, кстати, Беларусь. Он сказал, что Украину и Беларусь необходимо однозначно сделать членами НАТО, чтобы избежать серой зоны, которая возникла между Россией и Североатлантическим альянсом.

Но если некогда сражения шли за каждую пядь земли, то сегодня — за людские души. В самом деле, зачем лить кровь своих солдат за то, что можно получить гораздо дешевле — ценой предательства и отпечатанных в нужном количестве долларов? Всего‑то и надо: лишить наш народ исторической памяти, заставить поверить щедро оплаченным речам нобелиатки Алексиевич и прочих продажных шкур о «стране полицаев», обрядить белорусов в бело‑красно‑белые повязки, как в годы оккупации, и заставить распевать коллаборантский гимн «Магутны Божа» хоть с амвона, хоть со ступеней филармонии. И все, победа в кармане. Оболваненные туземцы сами принесут ключи от столицы и разменяют экономику и суверенитет на стеклянные бусы! А особо честолюбивые предатели еще и соревноваться будут в том, кто более страстно целует сапог очередного «белого господина», прибывшего поучить унтерменшей уму‑разуму. И все бы хорошо, и в каких только странах не срабатывал этот сценарий, а в Беларуси нашла коса на камень. Как выяснилось, отнять у нас память и сделать перепрошивку сознания не так‑то просто.

Фото: БЕЛТА

— Ну не может человек, воспитанный, выросший в семье ветерана, выросший в семье людей, которые воевали за Родину, которые погибли, просто так взять и встать на колени! — убежден министр внутренних дел Иван Кубраков. — Ну не бывает такого и не будет! Потому что нас с вами — можно сказать, новое поколение, которое уже родилось, когда мир был на Земле, — нас воспитывали наши деды, отцы, наши родители; рассказывали, что было, когда пришли фашисты. Поэтому такое просто‑напросто невозможно!

Наши мертвые нас не оставят в беде,

Наши павшие — как часовые…

— спел когда‑то Высоцкий. Именно у них, стоявших насмерть во имя жизни, в самые трудные дни черпали силы сегодняшние защитники Родины.

Белорусское государство и лично Александр ­­Лукашенко сделали все возможное для того, чтобы сохранить, сберечь память о Великой Отечественной войне, напоминает декан факультета философии и социальных наук БГУ Вадим Гигин:

Фото: Александр Кулевский

— Другая сторона постоянно совершала нападки, пыталась размыть, на другие темы переключить, вообще убрать термин «Великая Отечественная война». Тем не менее народ (и эти события показали) остается верен памяти о войне. И естественно, бчб‑флаг, его непопулярность, которая фиксируется социо­логическими данными, то, что он уступает государственному флагу, связана с тем, что он использовался полицаями.

В том, что корни сегодняшних событий напрямую связаны с нашим историческим прошлым, нет ни малейших сомнений. Глава ­Администрации Президента Беларуси Игорь Сергеенко листает книгу под названием «Белорусская тайна» американца Джона Лофтуса, вышедшую в 1982 году:

Фото: БЕЛТА

— Он описывает политическую эмиграцию в Штатах в послевоенный период. Там осели многие пособники фашистов, руководители так называемого Белорусского центрального совета, Белорусской рады — и Радослав Островский, и Франц Кушель, Станислав Станкевич и многие, многие другие. На могиле Радослава Островского указано: «Президент Белорусского центрального совета». Самый высокопоставленный военный преступник, гражданин Соединенных Штатов. Эти люди спокойно дожили до глубокой старости, похоронены на православном кладбище святой Евфросинии на Саут‑Ривер. Здесь и памятник: «Слава борцам за свободу и независимость Белоруссии».

Мы не один раз слышали от наших оппонентов: мол, как надоели вы с этим вашим «лишь бы не было войны»! Тем, кто позволяет себе такие высказывания, было бы полезно посетить передвижной музей «Поезд Победы» с его предельно наглядной экспозицией, от души рекомендует заместитель министра внутренних дел Беларуси — командующий внутренними войсками Николай Карпенков:

Фото: БЕЛТА

— Видишь вот эти трупы, госпитали, концлагеря, передовую… Ты выходишь, и у тебя мурашки по коже. И ты понимаешь: да, наши бабушки, дедушки, отцы — они правы, самое главное, чтобы не было войны.

В едином строю

Основной удар осенью 2020 года приняли на себя сотрудники силовых структур. Деятели «цветной революции» изощрялись в демонизации ОМОНа и милиции, наскоро лепя в фотошопе картинки со следами «ужасных избиений», клепая липовые ролики и наполняя интернет истерическими криками, забрасывали сотрудников ведомств и их семьи угрозами. Однако все было впустую.

— Перед построением давался приказ, всегда начальник управления спрашивал, кто не может выполнять поставленную задачу, — вспоминает Михаил Бизунок, начальник штаба Центрального РУВД Минска. — Ни один сотрудник не ушел, ни один не вышел из строя и не сказал, что «я не готов».

Фото: Алексей Вязмитинов

И кого ни спроси, все как один отвечают: знали, что делаем, стояли за страну, понимали, к чему может привести эта «революция». Главное было не допустить повторения событий, хорошо знакомых по соседней Украине и ряду других стран: Грузии, Югославии, Египту, Кыргызстану… Последствия слабости и нерешительности четко осознавал каждый: стоит дать слабину — и благополучная, работающая Беларусь превратится в «черную дыру», живущую от майдана до майдана.

Раскрутить на полную мощность революционный маховик мешали силовики, мешала действующая власть в Беларуси. Да и слишком много желающих из‑за рубежа мечтали погреть руки на создании в стране столь любимого нашими западными партнерами «управляемого хаоса». Мало ли охотников половить рыбку большую и маленькую в мутной воде? Ведь не зря говорят: кому война, а кому мать родна...

Вертикаль

Вспомним, как оппозиционные СМИ раскручивали тему якобы бегства ­Президента, чтобы подорвать силу духа не только милиции и армии, но и руководителей предприятий, сотрудников госаппарата, да всего народа в целом. Какими только заголовками не пестрели тогда финансируемые из‑за рубежа ресурсы! Сбежал в Ростов, улетел то в Египет, то в Турцию (видимо, точка «улета» в этих «навiнах» была такой, на которую хватало фантазии или личного опыта у конкретного сочинителя). Параллельно давили на чиновников, журналистов, руководителей всех уровней, не стеснялись делать недвусмысленные предложения членам Правительства, улещивать и запугивать. Подобным опытом может похвастаться едва ли не каждый второй, даже министру иностранных дел Владимиру Макею давали конкретные советы:

— Один мой европейский коллега написал СМС, где‑то хранится в телефоне: «Владимир, ты должен перейти на сторону народа, это решающий этап, за тобой последуют другие» и так далее. Точно так же было сказано и некоторыми оппонентами здесь: «Если вы перейдете, это будет как эффект домино. За вами последуют и другие члены Правительства, и тогда власть рухнет».

Фото: Павел Богуш

Все мы знаем, что предатели нашлись — то тут, то там хлопали дверьми популярные ведущие, подписывали различные письма «против насилия и за новые выборы» то спортсмены, то деятели культуры, находились на госпредприятиях желающие поиграться в «стачкомы»… Сейчас мы зачастую слышим: но ведь эти люди не преступники, они же не бросали в милицию булыжники! Понять, дескать, и простить. Предательство, конечно, не тянет на уголовное преступление, если это не госизмена, однако так ли проста моральная сторона вопроса?

Пресс‑секретарь Президента Беларуси Наталья Эйсмонт не скрывает своих чувств:

Фото: БЕЛТА

— Я бы взяла на себя смелость сказать про предательство. Вот это всеми нами воспринималось очень эмоционально. И, наверное, так же это воспринимал и Президент. Каждый из нас столкнулся с предательством — кто‑то близких, кто‑то далеких людей, кто‑то коллег. Ни для кого из нас это не прошло просто так, ровно. Но Президента предавали люди — я могу об этом говорить, я это знаю, — для которых было очень и очень немало сделано им лично, которых он очень хорошо знал. Кого‑то знал с экрана, очень внимательно следил и симпатизировал, кого‑то знал на каких‑то мероприятиях, работали вместе много лет. Кто‑то приходил за помощью по самым разным вопросам, и он никогда не отказал. И эти люди в самый сложный момент — ну, наверное, можно сказать: ударили в спину. Сегодня мы говорим о том, что мы очистились, и понимаем, что есть безусловные плюсы в том, что это произошло. Тогда эмоционально это воспринималось достаточно сложно вкупе со всем, что происходило. Сегодня мы понимаем, что это должно было произойти.

Тех же, кто не ограничился демонстративными жестами, а вполне конкретно приложил руки к противозаконным действиям: обнародованию личных данных, созданию и администрированию экстремистских телеграм‑каналов, — продолжают выявлять, и за преступлением неизменно следует наказание. Все по закону, ничего личного.

Фото: Сергей Мицевич

— В конечном счете очень неправильная оценка, что победили силовики, — подытоживает политолог Александр Шпаковский. — Не так! Победил белорусский народ. Белорусский народ отстоял свое право, свой выбор и свое желание развиваться суверенно, развиваться так, чтобы это соответствовало нашим национальным интересам, а не пожеланиям неких забугорных координаторов.

Но ни стойкости белорусов, ни отваги силовиков не хватило бы удержать ситуацию над пропастью, если бы не лидер. Перед глазами стоит страшный пример Украины, где бегство Януковича, его предательство и «Беркута», и страны в целом позволило горстке отщепенцев развязать гражданскую войну и геноцид против собственного народа.
 
Министр внутренних дел Иван Кубраков:

— Я никогда этого не говорил, но, наверное, сегодня это надо сказать. Когда произошли события в Украине, мы анализировали (особенно рядовые милиционеры), мы видели, как ставили на колени украинский «Беркут», как ставили на колени сотрудников милиции, как издевались над их семьями, как их резали. Когда Президент посещал одно из подразделений органов внутренних дел, ему задали вопрос, почему им не дали команду, почему так себя повели. На что Президент сказал: «Я не готов кого‑то обсуждать и говорить, как там поступили, но я вам могу сказать точно и на сто процентов, что, если надо будет защищать нашу Родину, наших людей, я с вами, мужики, встану в боевые порядки и буду защищать».

Фото: Павел Богуш

Год спустя после прошедших событий мы спокойно ходим по улицам, не опасаясь попасть в эпицентр зомбированной толпы, выкрикивающей лозунги. В выходной день можно без опаски прогуляться по городу, не страшно отпустить ребенка на улицу.
Беларусь устояла, атака на страну — страшная, чудовищной силы — успешно отбита. Почивать на лаврах рано: блицкриг не удался, и наши противники начинают игру вдолгую. «Лидерка нации» кухарка Тихановская по‑прежнему катается по зарубежью, выклянчивая то санкции, то печенье, то новое платьишко.
Председатель КГБ Иван Тертель:

Фото: БЕЛТА

— Есть те, которые обсуждают, что хорошо бы, возможно, сымитировать или реально осуществить теракт с гибелью детей, с массовой гибелью людей и потом обвинить власти. И на этом опять поднять эту волну и иметь другой шанс. Есть ли такие ячейки? Есть. Знаем ли мы о них? Знаем. Работаем? Работаем. Причастны ли к деятельности этих ячеек иностранные спецслужбы? К сожалению, причастны.

Однако прошлогодний урок пройден и усвоен. Вспомним, сколько лет слово «патриотизм» мы произносили с извиняющейся улыбкой, ведь признаваться в любви к своей стране было не модно. 2020‑й показал, кто есть кто, пробудил то, что дремало в людских душах: в одних — алчность и трусость, а в большинстве — любовь к Родине и волю к победе. И остается вслед за ­Президентом повторить:
«Уясните раз и навсегда: мы родную землю, независимость и суверенитет никому не отдадим! Мы в любом случае выстоим».
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter