Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения последнего защитника Брестской крепости Петра Гаврилова

Крепость человеческого духа

В 1965 году Брестской крепости было присвоено звание «Крепость-герой». Высокая награда — дань мужеству и стойкости гарнизона, защищавшего Цитадель над Бугом в июне — июле 1941 года. В том числе майора Петра Гаврилова, волею судеб ставшего последним защитником крепости. Сегодня — 120 лет со дня рождения легендарного комполка. Скоро в мемориальном комплексе «Брестская крепость» будет открыта новая экспозиция «Оборона Восточного форта». Один из залов посвящен Гаврилову — человеку с непростой судьбой, получившему Золотую Звезду Героя только через 12 лет после Победы.


Предполагал, что скоро война

Все жизнеописания будущего Героя Советского Союза начинаются одинаково: родился в селе Альведино под Казанью, в 18 лет добровольно вступил в ряды Красной Армии.

К лету 1941-го майор Гаврилов был уже опытным командиром. Дотошный, въедливый, не давал спуску ни себе, ни другим. Таким вспоминали его однополчане. Во главе 44-го стрелкового полка прошел советско-финскую войну, а за два месяца до начала Великой Отечественной полк перевели в Брестскую крепость.

Гаврилов допускал, что Гитлеру ничего не стоит разорвать мирный договор с СССР. Он говорил об этом смело, за что его обвинили в распространении тревожных настроений, и 27 июня его дело должны были рассматривать на партсобрании. Но 22 июня началась война…

Защитник Брестской крепости Петр Михайлович Гаврилов.

Гаврилов попрощался с женой и сыном, стал собирать своих бойцов, чтобы вести их из крепости на рубеж обороны. Но у главного выхода уже шел бой, немцы взяли крепость в кольцо.

 — Не стояла задача обороняться — стояла задача выйти из крепости, — рассказывает ученый секретарь мемориального комплекса «Брестская крепость» Елена Харичкова, 47 лет отдавшая научно-исследовательской работе и знавшая майора Гаврилова и его супругу лично. — Но это уже было невозможно, и Гаврилов принял решение сражаться.

Схватить Петра Гаврилова фашисты смогли лишь на 32-й день войны. Когда его обнаружили, он взял пистолет, бросил гранату, ранил нескольких солдат и упал без сознания.

Жизнь после плена

Фашисты кинули Гаврилова в лагерь в Южном городке на окраине Бреста. Военнопленный врач Николай Воронович так описывал состояние комполка: «Пленный майор был в полной командирской форме, но вся его одежда превратилась в лохмотья, лицо было покрыто пороховой копотью, пылью, обросло бородой. Он был ранен, находился в бессознательном состоянии и выглядел истощенным до крайности. Это был в полном смысле слова скелет, обтянутый кожей…»

Врачи выходили майора, некоторое время он работал на кухне. Потом гитлеровцы вывезли Петра Гаврилова в Германию, и только в мае 1945-го он был освобожден из плена. Защитник Брестской крепости не подвергался репрессиям. После фильтрационного лагеря и спецпроверки его восстановили в звании майора, отправили на Дальний Восток начальником лагеря для японских военнопленных. Но из-за потерянного партбилета восстановиться в партии не удалось.

В 1946 году Гаврилов демобилизовался и вернулся в родную Татарию. Земляки встретили враждебно, как потом вспоминал сам Гаврилов, не допустили даже к уборке урожая, бросали вслед картошкой. Он был вынужден уехать.

Елена Харичкова уточнила, почему был выбран Краснодар:

— Там жили однополчане. Климат был хороший, как раз подходящий Вале — больной дочери второй жены Марии Григорьевны. Гаврилов работал сторожем на тарной базе, потом экспедитором на приборостроительном заводе. У нас в музее хранится его трудовая книжка.


Имя из небытия вернул писатель

Побывав в Цитадели в 1954 году, писатель-фронтовик Сергей Смирнов буквально «заболел» темой героических событий 1941-го. Результатом стал цикл передач на радио «В поисках героев Брестской крепости», а позже и книга «Брестская крепость», несколько глав которой посвящены Петру Гаврилову. Удалось разыскать и самого ветерана. Дружбу, которая возникла между фронтовиками сразу же, они пронесли через долгие годы. Благодаря стараниям Смирнова Гаврилова восстановили в партии, в 1957 году удостоили звания Героя Советского Союза. Кроме того, с помощью писателя Гаврилов разыскал первую супругу и приемного сына Николая, которых считал погибшими. Сын служил в армии, а его мама болела, жила в доме-интернате. Гаврилов забрал ее в Краснодар, и они со второй женой досматривали Екатерину Григорьевну до смерти.

В 2017 году в Бресте небольшим тиражом издана книга «Историческое наследие Брестской крепости. Люди и судьбы». Там впервые опубликовано письмо Николая Гаврилова, написанное Смирнову в 1956 году: «Сергей Сергеевич! Я от всей души благодарю Вас за оказанную нам помощь. Если бы не Вы, я, может, и не знал отца, и наша семья не была вместе, я и сейчас не могу опомниться от всего этого».

Признание через годы

Гаврилов — уже Герой Советского Союза — не раз бывал в крепости.

— Защитники собирались 22 июня, — вспоминает Елена Харичкова. — У меня в памяти сохранился эпизод: коренастый, невысокого роста седой старик с палочкой сидит напротив композиции «Жажда». Ему было уже за 70. Сколько испытаний на одну человеческую судьбу — война, 4 года плена, потеря, а потом обретение семьи, наконец, признание и слава…

Умер легендарный комполка в 79 лет. Он хотел быть похороненным в Брестской крепости, но там упокоились защитники, погибшие при обороне. Петра Михайловича похоронили на Гарнизонном кладбище Бреста.

Елена Харичкова вспоминает, как героя провожали в последний путь:

— Гроб с телом из Краснодара доставили самолетом, установили его в фойе музея. Много людей пришли попрощаться. Колонна шла пешком за гробом, который стоял на грузовом автомобиле, мимо Восточного форта, через Северные ворота по улице Героев Обороны Брестской крепости. Был январь, слякоть, мокрый снег…

После смерти Гаврилова в крепость не раз приезжала его вдова, сестры. А в 1982 году Елена Харичкова была в Краснодаре у Марии Григорьевны:

— Вдова отдала его награды, пишущую машинку, переписку с ветеранами — он помогал многим однополчанам. Мы целый контейнер его личных вещей отправили в Брест. Сегодня они — экспонаты музея.

Петр Гаврилов (справа) с Александром Кибальниковым (в центре) и сослуживцем Асланом Сурхайхановым.

Смотри и помни

Десять лет назад на берегу Мухавца, у Тереспольских ворот крепости, состоялась премьера кинофильма «Брестская крепость». Лента режиссера Александра Котта рассказывает о трех главных очагах сопротивления, которыми руководили командир 44-го полка Петр Гаврилов, комиссар 84-го полка Ефим Фомин и начальник 9-й погранзаставы Андрей Кижеватов. Гаврилова сыграл народный артист России Александр Коршунов. Он признался, что такая роль — подарок судьбы:

— Петр Михайлович был человеком строгих правил, жестким. И мне хотелось передать образ сильного духом командира. Я первым делом прочел книгу «Брестская крепость», побывал в музее. Чтобы прочувствовать реальную историю героя, во время съемок сам искал тот капонир, где прятался Гаврилов. Это недалеко от Северных ворот.

Актер рассказал, что не добивался точного сходства с Гавриловым. Но зрители заметили внешнее сходство актеров со своими героями. Коршунов похож на Гаврилова, Деревянко — на Фомина, а Мерзликин — на Кижеватова…

После премьеры фильма традицией стало проводить 22 июня на Кобринском укреплении Брестской крепости реконструкцию событий 1941 года, в которой принимают участие клубы из разных стран. Одним из главных эпизодов в сценарии является бой под руководством комполка Петра Гаврилова.

kozlovich@sb.by

Фото из архивов МК «Брестская крепость-герой».
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter