Крепкие нити железных дорог

Сегодня пропускной способности российских железных дорог явно недостаточно ни для развития ряда территорий, ни для освоения новых месторождений, ни для полноценной загрузки морских портов, ни для успешных действий на внешних рынках.

Сегодня пропускной способности российских железных дорог явно недостаточно ни для развития ряда территорий, ни для освоения новых месторождений, ни для полноценной загрузки морских портов, ни для успешных действий на внешних рынках.

В текущем году ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) провело серьезную работу и разработало ряд действенных мер по обеспечению финансовой стабильности компании. Как сказал ее президент Владимир Якунин при обсуждении перспектив развития РЖД в правительстве страны, «считаю необходимым подчеркнуть, что только реализация всех мер в совокупности со стороны правления компании по оптимизации издержек и поддержка Правительства РФ позволит нам выйти на безубыточный уровень деятельности в 2014 году».

Объем инвестиционной программы РЖД на 2014–2016 годы составляет 1,2 трлн рублей. Масштабность задач предусматривает и помощь государства в размере более 300 млрд рублей. Конечная цель программы – снять инфраструктурные ограничения.

Почти две трети инвестиционных ресурсов компании в ближайшие годы будет направлено на реконструкцию и модернизацию железнодорожной инфраструктуры, преимущественно в Сибири и на Дальнем Востоке. Как ожидается, реализация проектов по развитию Восточного полигона позволит увеличивать общий грузопоток по этому направлению более чем на 50 млн тонн ежегодно.

По заключению Минтранса России, предусмотренные инвестиции позволят закупить в ближайшие три года 1529 новых локомотивов. На обновление подвижного состава в 2014–2016 годах планируется направить 281,5 млрд рублей. На эти средства будут закуплены локомотивы увеличенной производительности и повышенной энергоэффективности, которые начала выпускать российская промышленность.

Как сообщил на одном из заседаний правительства глава Минтранса России Максим Соколов, в среднесрочной перспективе компания планирует направить инвестиции прежде всего на реализацию проектов, связанных с выполнением поручений Президента и Правительства РФ. И самым масштабным из них является проект по развитию железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона. Общая стоимость этого проекта оценивается в 562 млрд рублей.

К числу других важных проектов относятся мероприятия по развитию железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла, а также проекты по развитию участка Междуреченск – Тайшет и комплексной реконструкции подходов к портам Азово-Черноморского бассейна.

Еще одним направлением использования инвестиционных средств компании являются проекты, не предусматривающие масштабного нового строительства, но направленные на снятие инфраструктурных ограничений железнодорожной сети. К ним относятся комплексные проекты по увеличению пропускной способности железнодорожной сети, реконструкции путей, строительству и реконструкции искусственных сооружений. В целом в рамках инвестпрограммы за три года будет реконструировано более 9,3 тысячи км железнодорожных путей, 660 км контактной сети и порядка 245 км автоблокировки.
Не забыты и такие направления, как обеспечение технологической устойчивости производственного процесса, повышение безопасности движения поездов, поддержание существующей пропускной способности, а также проекты по обеспечению транспортной и пожарной безопасности и обновлению объектов гражданской обороны.

Ряд предложений по выходу компании на безубыточный уровень сделал на заседании правительства глава РЖД Владимир Якунин. Прежде всего, как он считает, необходимо восстановить резервы по сомнительным долгам.

Государство поддержит РЖД из федерального бюджета в сумме 26 млрд рублей в виде прямой субсидии. «Это даст возможность сохранить концепцию долгосрочного тарифного регулирования, индексацию тарифов в соответствии с инфляцией, а также позволит сформировать среднесрочный инвестиционный бюджет компании, наибольший приоритет в котором получат проекты, связанные с выполнением поручений Президента и Правительства РФ – прежде всего развитие БАМа и Транссиба», – уточнил Владимир Якунин.

В настоящее время по этим проектам проводится необходимый комплекс процедур для обеспечения их объективной оценки. Завершен конкурсный отбор организаций для проведения технологического и ценового аудита проектов. Результатами этой работы станут предложения по возможной оптимизации технических и ценовых решений.

Глава РЖД также сказал, что финансовым планом компании предусмотрено полное взыскание задолженности за услуги, оказываемые пригородным пассажирским компаниям.

И как заключительный момент – в соответствии с принятыми Правительством РФ решениями предусмотрен выпуск на 100 млрд рублей в год инфраструктурных облигаций. Но этот вопрос еще находится в стадии согласования. «Хотелось бы, чтобы здесь также было принято соответствующее решение», – подчеркнул глава РЖД.

Темпы развития российской экономики требуют соответствующего совершенствования и развития железнодорожной инфраструктуры, которая является основой транспортной системы страны. К этим целям РЖД и стремится.

Николай ПЛЕХАНОВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter