Крепкая закваска

В отменном качестве белорусских молочных продуктов никто не сомневается...

В отменном качестве белорусских молочных продуктов никто не сомневается. Тут, как говорится, слова с делом дружат: если сметана, то густая; если йогурт, то действительно живой, натуральный... Но любимые сметана, творог или сыр — продукт отечественный лишь отчасти. Поскольку главный ингредиент, без которого в буквальном смысле сыра не сваришь, — импортный. Речь о бактериальных заквасках, концентратах. Они придают свежему молоку особые свойства, сквашивают его. Только потом из него можно готовить прочие вкусные и полезные кисломолочные продукты. Но именно закваска, этот важнейший ингредиент, обходится государственной казне в копеечку. Только в прошлом году пришлось потратить на закупку голландских, датских, французских, итальянских и болгарских кисломолочных бактерий около 45 миллиардов рублей.


Беларусь — признанная в мире «молочная держава». 6 миллионов тонн молока в год производим мы сегодня. А в ближайшие 4 года предстоит увеличить объем минимум до 10 миллионов тонн. Притом что уже сейчас наша доля, например, сыра в общем объеме мирового экспорта приближается к 7 процентам, десятая часть всего поставляемого за границу сливочного масла — с пометкой made in Belarus. И если технологии производства у нас есть, то вот компонентов, без которых не обойтись, до последнего времени не было. Не считая тех мизерных объемов, которые выпускались в лабораториях Института мясо–молочной промышленности НАН Беларуси. Фактически, имея полноводные молочные реки, мы целиком и полностью зависели от зарубежных импортеров. Президент еще несколько лет назад поручил создать в стране современное наукоемкое импортозамещающее производство бактериальных концентратов для молочной промышленности.


Чтобы открыть инновационный участок синтеза и производства сухих бактериальных концентратов на базе Института мясо–молочной промышленности, нашим ученым понадобилось чуть более 2 лет и 15 миллиардов рублей. Первые опытные партии заквасок уже поступили на молокозаводы страны. На днях был дан официальный старт работе: символическую красную ленту перерезал Премьер–министр Михаил Мясникович, до недавних пор — глава НАН, поэтому на открытии цеха к коллегам он был особенно пристрастен. Но работой остался доволен.


Ученые также не скрывали гордости.


— Аналогичного производства нет не только в нашей стране, но и на территории СНГ! — подтвердил директор Института мясо–молочной промышленности НАН Алексей Мелещеня. — Это наш первый опыт, сложный и трудный. Но, с другой стороны, и очередное доказательство того, что ученые и промышленность способны решать по–своему уникальные задачи.


Слагаемых уникальности у белорусского производства несколько. Во–первых, проект реализован в кратчайшие сроки и исключительно на основе разработок наших ученых. Во–вторых, концентраты изготавливаются на основе штаммов микроорганизмов, выведенных опять–таки на территории нашей страны. К слову, коллекция насчитывает более 2 тысяч «экземпляров». Ученые разработали и апробировали около 40 видов комбинаций штаммов, которые можно использовать не только для приготовления собственно кисломолочных продуктов, но и для нужд сельского хозяйства. Мощность цеха рассчитана на 3,5 тысячи килограммов сухих бактериальных концентратов в год. Если учесть, что для придания особых свойств, например, 1 тонне молока необходимо от 3 до 30 граммов концентратов, в год можно будет перерабатывать 600 тысяч тонн молока. При этом экономия государственных ресурсов на закупке импортных заквасок составит 2 миллиона долларов!


По словам Алексея Мелещени, на производственные мощности мы выйдем уже очень скоро: потребуется еще отладка технологий. Хотя вопрос в большей степени будет зависеть от того, придутся ли по вкусу и карману переработчикам наши бакконцентраты.


— Можно не сомневаться, — уверена заведующая отделом биотехнологий института Наталья Фурик. — Наши концентраты не уступают импортным аналогам по качеству, зато выигрывают в цене.


На очереди вопрос об открытии подобного цеха по производству бактериальных концентратов глубокой заморозки. Если производство сухих заквасок обеспечит нашу молочную промышленность концентратами на треть от общей потребности, то производство криоконцентратов решит проблему полностью. На это понадобится, по предварительным подсчетам, около 30 миллиардов рублей. В повестке дня — проектирование второго предприятия.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter