Крепче за баранку держись, шофер!

Люди высказались, что им нравится и не нравится в проекте ПДД
Люди высказались, что им нравится и не нравится в проекте ПДД

Закончилось всенародное обсуждение проекта Правил дорожного движения. За время форума только в УГАИ МВД поступило около 1.000 письменных замечаний и предложений от автолюбителей и пешеходов. Плюс сотни звонков. Накануне завершения диалога представители министерств внутренних дел, транспорта и коммуникаций и РУП «БелНИИТ «Транстехника» собрались за «круглым столом» Национального пресс–центра, чтобы подвести некоторые итоги обсуждения и выразить официальные позиции по вопросам, вызвавшим наибольшее количество откликов. Кстати, приглашенные в пресс–центр журналисты принимали самое непосредственное участие в разговоре. Хочется надеяться, что аргументы и тех и других будут учтены при подготовке окончательного варианта ПДД.

Собственно говоря, концепция новых ПДД выработана и меняться не будет. Напомним, основная ее суть сводится к одному — максимальной безопасности на дорогах. Предметом обсуждения остаются, как говорится, детали, однако немаловажные. Скажем, качество подготовки будущих водителей — отнюдь не второстепенный вопрос.

— При этом совершенно необязательно забивать голову курсантов автошкол абстрактными терминами вроде «обеспечение безопасности дорожного движения» или «обзорность дороги», включенными в проект, — выражает точку зрения Минтранса главный специалист управления автомобильного транспорта Владимир Ткачев. — Непосредственно к безопасности они никакого отношения не имеют.

А вот на чем действительно следует акцентировать внимание, по мнению Минтранса, так это на практических навыках безопасного вождения. О чем речь? Скажем, на Западе, поделился информацией старший научный сотрудник отдела безопасности движения на транспорте РУП «БелНИИТ «Транстехника» Валерий Звонов, будущих водителей в обязательном порядке учат подавлять в себе агрессивность, управляться с рулем на скользких дорогах и т.д. Просьба последний пункт не путать с экстремальным вождением. Организаторы таких курсов прислали в Минтранс предложение включить в программу обучения водителей «экстрим». Но его отклонили. И вполне резонно: излишняя удаль не устраняет, а усиливает опасность. Вопрос агрессивности на дорогах — также не праздный. Если, по официальным данным, водители со стажем до года ведут себя на дороге относительно осторожно и не так уж часто становятся виновниками ДТП, то у водителей с трехлетним стажем чувство опасности нередко уступает место куражу и самонадеянности. Итог? Четверть всех ДТП совершается водителями «двух– и трехлетками».

Совершенствование обучающих программ — дело, несомненно, важное. Но вот вопрос: если включить в обязательный курс все «ноу–хау», на сколько же растянется срок обучения? Перспектива «проторчать» в курсантах несколько месяцев, как заложено в новых ПДД, многих пугает (водителей категории «В» предлагается готовить 260 часов, из них 50 — практических). Уже сейчас в автошколах ажиотаж: все хотят впрыгнуть в последний вагон. Транспортники к резкому увеличению срока обучения также относятся скептически. И сегодня, говорит заведующий отделом безопасности движения на транспорте РУП «БелНИИТ «Транстехника» Михаил Свистун, существует проблема приписок в автошколах («экономят» инструкторы, как правило, на способных учениках). В Европе, например, учатся водить автомобиль в среднем 180 — 215 часов. Зачем же нам изобретать велосипед? Тем более, как свидетельствуют результаты всевозможных исследований, нажим на теорию никакого эффекта не дает. А вот длительность практических занятий, подсчитали специалисты Минтранса и «БелНИИТ «Транстехника», в самом деле можно увеличить, но до 38 часов, не больше (сейчас — 29).

И еще один камень преткновения: есть ли смысл вводить единый тариф за обучение курсантов? Минтранс утверждает: нет. Расходы на обучение у автошкол (в зависимости от формы собственности) разные. Так что уравниловка в данном случае неуместна. Пусть клиент выбирает сам, что ему предпочтительнее: государственный учебный комбинат или индивидуальный предприниматель.

Какой водитель не хватался за сердце и не лез в аптечку за валидолом, когда до «зебры» метров 200, а невесть откуда взявшийся пешеход ныряет под капот? Увы, практика говорит о том, что в споре «водитель — пешеход» первый практически всегда виноват. Почему? Для автолюбителей это загадка. В проекте ПДД упор на преимущественном положении пешехода при любых обстоятельствах не делается. Но, как многим кажется, равенство прав тоже четко не декларируется. Еще не поздно восстановить справедливость.

Стоянки — горячая тема. Одни возмущаются: «Парковаться негде!», другие протестуют: «Паркуются везде»! И те и другие недалеки от истины. Запретами делу не поможешь, логично заметил Михаил Свистун. Парковочные площадки, продолжил он, — забота прежде всего местных органов управления. Задача Госавтоинспекции и транспортников — выработать основные подходы к оборудованию парковочных зон. Степень удаленности таких зон от пешеходных переходов и перекрестков — больной вопрос. Есть даже требования утвердить норму «40 метров». «При острой нехватке стоянок это нереально, — вернул присутствующих на землю Михаил Сергеевич. — Оптимальное расстояние — 5 метров».

Очередное новшество, вызвавшее море толков, связано с тонировкой стекол автомобиля. Проект новых Правил разрешает тонировать заднее и боковые стекла. «Почему же сохраняется запрет относительно переднего, лобового?» — недоумевают водители, не имеющие спецразрешения. Где доказательства влияния тонировки на ухудшение видимости?

Анатолий Сушко, один из разработчиков новых ПДД, начальник научно–исследовательского отдела безопасности дорожного движения спецподразделения дорожно–патрульной службы «Стрела» МВД, проинформировал: в эти жаркие дни количество ДТП увеличилось. Водители буквально «горят» за рулем. Чтобы не настиг беспощадный зной, в дальние странствия Анатолий Анатольевич советует пускаться с утра пораньше. А тем, кто чувствителен к капризам погоды, и вовсе рекомендуется избегать длительных вояжей.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter