Крепче за баранку держись, шофер!..

Водительские курсы: цена и качество
Водительские курсы: цена и качество

Ажиотаж вокруг водительских курсов, похоже, достиг апогея. Будущие водители записываются в автошколы за три — девять месяцев до начала занятий! А учебные заведения, у которых рейтинг повыше, можно взять разве что штурмом. Тем временем снижения автолюбительской активности не предвидится: транспорта на улицах становится все больше. Только за первое полугодие нынешнего года количество зарегистрированных машин увеличилось на 40 (!) процентов. Увы, многим из тех, кому не терпится сесть за руль четырехколесного приобретения, придется подождать. В очереди. Словом, приехали. И как выбраться из этой «пробки»? Выход из положения Министерство транспорта и коммуникаций предлагает такой: отпустить фиксированные тарифы на обучение. Как это скажется на очередях, качестве полученных знаний и кошельках курсантов? Попробуем разобраться.

По мнению ГАИ, «чайник» на дороге — по–прежнему источник повышенной опасности. За 2006 год количество аварий с участием обладателей еще пахнущих типографской краской «корочек» увеличилось почти на 50 процентов, в то время как машин стало больше всего на 6 процентов. С 1 июля прошлого года началась сертификация автошкол и ситуация значительно улучшилась. Результат ужесточения требований к качеству учебного процесса: за первые 6 месяцев 2007 года число ДТП, случившихся по вине новичков, снизилось на треть. Вместе с тем обоснованно жесткий подход породил другую проблему — дефицит учебных мест.

— По итогам сертификации количество автошкол сократилось — с 449 до 418, — начальник отдела по безопасности на транспорте и лицензированию Минтранса Павел Божанов возлагает на новшество большие надежды. — При этом на треть увеличилось количество часов практического вождения и одновременно был установлен строгий лимит: один учебный автомобиль на 15 курсантов. Не больше! Выход? Дополнительные машины. Но на какие средства их приобретать, если фиксированный тариф едва позволяет сводить концы с концами и фактически сдерживает процесс развития автошкол? Поэтому мы и внесли в Совмин предложение отменить фиксированную плату за обучение.

Но где гарантия, что отмена тарифа не станет причиной резкого взвинчивания цен и большинству права окажутся просто не по карману? Напомним, водительские курсы стоят фиксированные 600 тысяч (не считая расходов на бензин). Чтобы развить материальную базу и увеличить набор, к этой сумме, подсчитали в Минтрансе, нужно прибавить в среднем еще более 200 тысяч.

— Для человека, у которого есть средства на покупку автомобиля, сумма не астрономическая, — считает Павел Владимирович. — Кроме того, мы предусматриваем механизм сдерживания неоправданного роста платы. В случае, если наше предложение одобрят, расценки на обучение будут обосновываться и регистрироваться в местных органах власти. Произвола не допустим.

Руководители автошкол министерскую инициативу полностью поддерживают. Их точка зрения: качество обучения стоит денег.

— Как покончить с фальсификацией и приписками и сделать процесс обучения прозрачным? — над этим вопросом директор минской автошколы «Жокей» Владимир Барбук ломает голову уже давно. — Самое простое — установить в учебных машинах системы видеонаблюдения. Один такой прибор обойдется примерно в 1 тысячу 100 долларов. Сегодня мне их взять неоткуда. Другой нюанс: под объективом видеокамеры согласится работать только первоклассный мастер. Как вы думаете, его устроит зарплата 450 тысяч рублей (таков в среднем заработок мастера производственного обучения. — Т.Щ.)?

Понятное дело, нет. За качественный труд людям надо платить, иначе не покончить с «черным налом» за лишний учебный час за рулем. Вопрос: за чей счет?

Компетентный комментарий

Заместитель начальника УГАИ МВД Евгений Карпович:

— Рациональное зерно в предложении отменить тарифы на обучение водителей есть. Введение «единой ставки» было решением явно спорным. Если у учебной организации лучше материальная база, новее машины, то и плата за ее образовательные услуги должна быть выше, нежели в тех автошколах, где автомобили 20–летней давности и классы в полуподвальных помещениях. И все же необходимо установить какой–то разумный предел цены, чтобы она не стала шлагбаумом на пути к водительским знаниям.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter