Заемщики разорившегося Дельта Банка не хотят возвращать кредиты

Кредиторы отличаются лучшей памятью, чем должники

Недавно ЗАО «МТБанк» по просьбе заемщицы снизил проценты по двум ее кредитам на 10 и 16 миллионов рублей, взятым три года назад под 64% и 74% годовых соответственно. В 2014 году ставка уменьшилась до 40% годовых, а сейчас по одному из кредитных договоров начисление процентов прекращено, по другому — снизится до 0,0001% годовых. Причины щедрости веские: минчанка перенесла инсульт и стала инвалидом 2 группы с пенсией 1 миллион 840 рублей. Финансисты учли особые обстоятельства. А вот управляющий по делу о банкротстве Дельта Банка Александр Педько никак не может понять мотивы поведения 2,6 тысячи заемщиков, которые после отзыва лицензии у банка в марте прошлого года принятые финансовые обязательства выполнять перестали. Всего у банка было 130 тысяч кредитных договоров с гражданами. Некоторые из них, видимо, решили, что банк будет ликвидирован вместе с их долгами. А скорее всего надеялись, что в ликвидационной неразберихе их долги могут потеряться, забыться, раствориться...


Кто–то объясняет свое поведение: «Жить стало тяжелее». Иные просят рассрочку и снижение процентной ставки. Другие ожидают официального напоминания о возврате долга. Хотя все это чревато неприятными последствиями. У отдельных заемщиков суммы просроченной задолженности с пеней, штрафными санкциями и повышенными процентами уже превысили размер первоначального долга. И по закону служба судебных исполнителей может описать имущество должника, инициировать взыскание средств с его зарплаты, приостановить право выезда за рубеж, лишить прав управления автомобилем.


По всей видимости, должникам Дельта Банка очень скоро
предстоит убедиться в справедливости слов автора афоризма «время — деньги» американца Бенджамина Франклина: «Кредиторы отличаются лучшей памятью, чем должники». Срок ликвидации банка истекает 21 декабря 2016 года, но если ликвидационная команда не соберет все долги, а это более 1 триллиона рублей, то... «Если мы не будем успевать в разумные сроки, то пул кредитов продадим другому банку или передадим кредиторам», — предупредил Александр Педько. Поскольку решение о ликвидации банкротящегося предприятия может быть принято только в двух случаях: если все обязательства погашены или закончились все активы.
Александр Педько.

Кстати, нечто подобное сейчас происходит в Крыму. Как известно, в 2014 году украинские банки прекратили работать на полуострове. И сразу же у 350 тысяч его жителей появились проблемы с обслуживанием долгов и депозитов в украинских банках. Многие крымчане и хотели бы поскорее рассчитаться с теми кредитными организациями, но поначалу необходимого механизма не существовало. А вскоре глава Крыма Сергей Аксенов публично заявил: ничего возвращать украинским банкам не нужно, поскольку они добровольно свернули деятельность в регионе и ушли, забрав депозиты крымчан. А когда на пресс–конференции в конце 2014 года у Президента России спросили, что делать, если автомобиль взят в кредит в украинском банке, он ответил: «Да ездите на здоровье!»

Хотя Ассоциация российских банков тогда же советовала жителям Крыма не расслабляться и стараться оплачивать кредиты. И даже предлагала юридически грамотные ходы. Как в воду глядела, радость заемщиков оказалась недолгой. Весной 2015 года компания «Фондовый конверс–центр» сообщила, что выкупила у украинских факторинговых компаний право требования возврата кредитов жителей Крыма перед украинскими дочерними банками Сбербанка России и Альфа–банка на сумму более 2 миллиардов российских рублей. И уже 23 декабря Госдума РФ приняла в третьем, окончательном чтении закон о порядке погашения задолженностей жителей Крыма и Севастополя перед украинскими кредитными организациями. Что по закону? Размер задолженности граждан определяется по состоянию на 18 марта 2014 года и уменьшается на величину уплаченных заемщиками после этой даты денежных средств. Проценты и неустойки за пользование деньгами после названной даты не учитываются. Выплата долга — в рублях. Задолженность в иной валюте пересчитывается по курсу на 18 марта 2014 года. Платить долги надлежит тем, у кого есть право требовать их погашения. Это банки и некредитные организации, законно купившие права требования по кредитным договорам. Все, что пообещал директор юридического департамента Центробанка России Алексей Гузнов, — через требования к репутации руководителей таких организаций по возможности «устранить возможность чрезмерного воздействия на заемщика». Все поняли, что это значит?..

Кстати

Обязательства по возврату вкладов Дельта Банка Агентство по возвращению банковских вкладов исполнило в сжатые сроки, вернув вкладчикам 1,7 триллиона рублей.

aelita@sb.by

Советская Белоруссия № 16 (24898). Четверг, 28 января 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter