Кредитная история

11-летний Рома Прокопович обещает быть хорошим хозяином.
11-летний Рома Прокопович обещает быть хорошим хозяином. Все лето он в деревне. Работает у деда с бабкой. Пасет коров, сушит сено, колет дрова, заготавливает на зиму ягоды, грибы. 16-летний Сергей Прокопович уверенно движется к исполнению своей мечты. Нынешней осенью он покинет родителей, чтобы (все уже расписано!) с отличием закончить электромеханический колледж в Слуцке, затем поступить в Минское кулинарное училище и вернуться на родину в Солигорск директором собственного ресторана, в крайнем случае кафе. Тогда, как он считает, его семья никогда ни в чем не будет нуждаться. 12-летняя Яна в местном доме детского творчества пишет светлые художественные полотна и играет на флейте. "Мама, я тебе построю дом, большой и красивый", - обещает восьмилетняя Танюша Прокопович. Ее младший брат, 6-летний Сашка, собирается в спецназ, "чтобы стать защитником". Только самый маленький, 4-летний Женька, не понимает всего ужаса происходящего. Отец шестерых детей, электромонтер ПО РУП "Беларуськалий" Геннадий Прокопович оказался в долговой яме. За 2 года он задолжал своему предприятию почти 2,5 миллиона рублей, которые вернуть не в состоянии...

ПО "Беларуськалий" - предприятие крупное, сильное и богатое. Каждый год оно строит квартиры своим работникам на самых выгодных в стране условиях. Скажем, если Беларусбанк кредитует очередников в таких городах, как Солигорск, под 10 процентов годовых на 20 лет, то "Беларуськалий" дает своим работникам ссуды под 5 процентов на 40 лет. Более того, семью Прокоповичей - едва ли не единственную такую многочисленную на все 20-тысячное объединение, уважили особо. На совете предприятия им выделили даже не одну, а сразу две квартиры - двух- и трехкомнатную. И оплатили первый 10-процентный взнос. На то время это было ни много ни мало - около 2 тысяч долларов в эквиваленте. Казалось бы, повезло сказочно.

Но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Проблемы у семейства начались уже в первые дни после новоселья. Берешь ведь деньги чужие, а отдавать приходится свои. На выплату кредита, процентов за него и коммунальные услуги стала уходить львиная доля всех денежных доходов. Как результат - за два года вместо положенных 4 миллионов Прокоповичи вернули родному объединению только 1,5 миллиона рублей. А всего предстоит отдать 49 миллионов рублей основного долга и практически столько же процентов за кредит. "Мы не сможем столько выплатить, даже если будем жить впроголодь и одеваться в магазинах "сэконд-хэнд", - резюмирует хозяйка, демонстрируя расчетные листы и платежные квитанции, - да, собственно, мы так и живем..." Не утомляя читателя цифрами, скажу, что чистый доход семьи составляет около 800 тысяч рублей в месяц, содержание квартир отнимает ровно половину (кредит плюс коммунальные платежи). Итого на 8 душ остается по 50 тысяч рублей, а официальный июньский прожиточный минимум (т.е. черта бедности) в стране - 128,4 тысячи...

Между тем председатель ЖСК-60, членом которого является семейство, Татьяна Верас готовит на Прокоповичей документы в суд. Долг будут взыскивать в бесспорном порядке. Деньги штука жестокая, жалости и сочувствия не признают...

"Человек знал, на что шел, - Сергей Чайковский, заместитель генерального директора ПО "Беларуськалий" по быту не слишком эмоционален и краток, - зачем брал две квартиры?" Но меньше нельзя по Жилищному кодексу. 15 квадратных метров на человека - черта нуждаемости. И каково жить с шестью детьми в общежитии? И тогда давайте спросим еще у матери-героини, зачем она рожала шестерых детей? И почему бы родителям не устроиться на несколько работ сразу? И что это вообще за иждивенческая позиция - взяли моду на жизнь жаловаться! Но все эти "зачем", "почему", "если бы да кабы" только запутывают ситуацию, а демографическую улучшить не помогут. А она ясна как божий день. Жилищную проблему далеко не все жители нашей страны могут решить самостоятельно, даже если они этого очень-очень хотят. И не все, кто рискует, взяв кредит на строительство жилья, потом пьют шампанское.

Не так давно Госдума Российской Федерации рассмотрела 18 новых законопроектов о формировании рынка доступного жилья (наших ближайших соседей волнует та же проблема). Накануне социологи провели опрос населения и обнародовали впечатляющие цифры. Только 6 процентов россиян могут приобрести жилье за счет кредитов или сбережений; 19 процентов оптимистов готовы рискнуть, но целиком в своей платежеспособности не уверены. Все остальные, вспоминая советские времена, ждут социального бесплатного жилья, за которое они государству готовы вносить арендную плату. Не так давно опрос, так сказать, для служебного пользования провел Беларусбанк. Специалисты банка запросили в исполкомах информацию о том, как формируются ЖСК, чтобы планировать объемы льготного кредитования. И выяснилось, что очереди на строительство жилья с господдержкой практически нет в Полоцке, Пуховичах, Березе, Ганцевичах... в общем, за малым исключением в большинстве районных городов страны. Например, в Солигорске в очереди на жилье стоят 7,3 тысячи семей. Причем 3.358 из них - с 1979 - 1996 гг. Хотя они давно могли бы получить льготные кредиты и строиться. В городе уже улучшают жилищные условия очередники 1997 - 1998 годов постановки на учет. Но, как объясняют в горисполкоме, такой вариант решения жилищной проблемы людям не подходит - у них нет денег на самое необходимое, не то что на жилье. И эта ситуация, к сожалению, типична.

Если в 1990 году в Беларуси было построено 86 тысяч квартир и в результате 89 тысяч очередников смогли улучшить свои жилищные условия, то в 2003-м в стране появилось 32 тысячи новых квартир, но очередникам из них досталось лишь 19,3 тысячи. Потому что 80 процентов жилья у нас строится за счет средств населения, у которого, извините за каламбур, эти средства есть. Но состоятельные люди далеко не всегда нуждаются в жилье. Посмотрите газеты рекламных объявлений, сколько там предложений квартир в аренду? Жилье стало предметом хорошего бизнеса, в котором, к сожалению, не участвует государство. "Мне довелось побывать в США, - пишет в "СБ" Павел Рогач из Минска, - там, на мой взгляд, очень хорошо решили жилищную проблему для тех, кто не может приобрести собственный дом. Муниципалитеты строят недорогие, но со всеми удобствами квартиры и сдают их в аренду. И людям хорошо, и в бюджет идут немалые платежи".

"Обездоленные, бедные и просто неудачники есть везде, - буквально вторит ему другой наш читатель из Минска Анатолий Колачев. - Даже в самых богатых государствах для них строят ночлежки, пансионаты и социальное муниципальное жилье. Сейчас у нас вроде и кредиты стали доступны, и жилье купить не проблема. Но в моем родном университете самые лучшие математики не могут решить одну задачку, заданную Беларусбанком: как при зарплате в 120 - 150 долларов в эквиваленте построить хотя бы однокомнатную квартиру стоимостью 20 с лишним тысяч долларов, при этом каждый год отдавая банку 10 процентов этой суммы". Задачка действительно, как теорема Ферма, не имеет решения. О том же пишет и председатель жилищно-строительного кооператива N 200 из Гродно Геннадий Лозовик: "При зарплате 300 - 400 тысяч рублей счастливчикам, построившим жилье за льготные кредиты, приходится ровно столько сразу нести в банк и ЖКХ. А жить как? В России льготные кредиты дают под 1 - 1,5 процента. А у нас проценты по ним скоро будут выше годовой инфляции".

Скажете, все это лишь частные факты и мнения? Увы. Снова предлагаю официальную статистику. По Минску, например. Город не чета другим, с большими возможностями трудоустроиться и заработать, с особым статусом. В управлении капитального строительства на несколько лет вперед стоит очередь из желающих строить жилье и платить за него деньги, как говорится, в режиме реального времени. Планы по строительству выполняются и перевыполняются. Но смотрите, что происходит на самом деле и широко не афишируется. В 1995 году около 90 процентов жилья в Минске строилось членами ЖСК, где, как известно, почти все - сплошь очередники с многолетним стажем, имеющие полное право на льготные кредиты. В 2002 году доля таких застройщиков снизилась до 36 процентов, а в прошлом - до рекордно низкого уровня в 16 процентов. Более того, из-за постоянного роста стоимости строительства жилья и ротации членов кооператива (неудачники отсеиваются) некоторые кооперативные дома порой возводятся с нарушением всех нормативных сроков по 5 - 6 лет...

"Обещаю подумать над этим вопросом, - сказал Вячеслав Кушнер, заместитель председателя Мингорисполкома, когда я изложила ему все свои аргументы, - но одно могу сказать уже сейчас. На строительство муниципального жилья в бюджете денег нет. В этом году едва нашли деньги на два дома для ветеранов Великой Отечественной войны. Дорогое это удовольствие". Но замалчивание этой жилищной проблемы, оставшейся в тени умиротворяющего роста объемов строительства, тоже не выход. Не секрет, что в том числе и от недостатка жизненного пространства люди пьют, бьют друг друга, сходят с ума и рожают меньше детей. За последние 13 лет Беларусь потеряла 340 тысяч человек, не ведя никакой войны.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter