Кредитная история

Банкомату доверяй. Но проверяй
Банкомату доверяй. Но проверяй

Исторический факт. Когда австралийские аборигены осваивали столовые приборы, вилка в процессе трапезы казалась им лишним звеном. Пищу брали руками, насаживали на четырехзубую диковину, подносили ко рту, снова снимали вручную, чтобы после съесть. Примерно так же еще недавно мы относились к пластиковой карте, считая ее лишним посредником на пути наличности из кассы в кошелек. Но со временем не только освоились, но и прониклись удобствами денег, которые не шуршат и не пахнут типографской краской. Здесь–то и обнаружились редкие, но все же неприятные особенности прогресса.

В начале этого месяца наша газета сообщила о том, что с 1 марта вступило в силу совместное постановление Совмина и Нацбанка об обязательной установке терминалов для пластиковых карт в торговых точках. Отзывов на публикацию пришло немало. Но один из них заинтересовал особенно нестандартностью ситуации. «Подскажите, где найти правду и что можно сделать, — написал нам в электронном послании читатель, представившийся Сергеем, — житель небольшого города Ляховичи Брестской области. — В момент, когда я снимал деньги с карточки в банкомате, пропала электроэнергия. В результате с моего карт–счета деньги были списаны, а на руки наличных я так и не получил. Я обратился к работникам банка, написал заявление, в котором указал, где, когда и на какую сумму производилась операция. Прошла уже ровно неделя, но баланс моего карт–счета так и не восстановлен. У меня подходит срок оплаты кредита, взятого в том же банке, а денег на взнос нет». Вот и доверяй после этого банкомату — первое, что пришло мне тогда на ум. Непросто ведь смириться с тем, что судьба денег, которые ты заработал, зависит теперь не столько от людей, сколько от машины. Пусть и столь умной, как банковский автомат.

Рассказанная Сергеем история показательна. Понятно, что на его месте мог оказаться любой из владельцев пластиковой карты. А их, к слову, у нас в стране более 4 миллионов человек. Очевидно, и случаи, аналогичные тому, который произошел с ним, не единичны. Словом, я связался с Сергеем по электронной почте для того, чтобы выяснить, чем же все закончилось, и пока ждал от него ответа, решил обратиться за комментарием к специалистам.

В Национальном банке мне рассказали, что случаи, когда «сбоят» банкоматы, действительно не единичны. Но конкретно в каждом таком инциденте разбирается банк, которому принадлежит аппарат. Начальник главного управления платежной системы Нацбанка Иван Пищик, выслушав пересказанную мною историю, заметил: «Деньги из банкомата никуда не пропадают. Если человек их действительно не получил, ему их вернут. На всех автоматах указан номер телефона сервисной службы банка, которому он принадлежит. Есть такое требование. В случае сбоя человек может позвонить по этому телефону, специалисты разберутся. Все операции с банкоматом фиксируются службой мониторинга. Проводится инкассация, которая также позволяет выявить неточности в случае сбоя техники». Специалист посоветовал нашему читателю обратиться с заявлением в головной офис банка и подробно изложить, что произошло.

Но процедура небыстрая. Этому все же есть разумное объяснение. «Может же случиться и так, что клиент, допустим, снял деньги в банкомате, а потом еще и обратился в банк с жалобой. Дескать, техника подвела: с карт–счета деньги ушли, но он не получил их на руки. Для того чтобы разобраться с каждым конкретным случаем, нужно время», — рассказывает Иван Пищик. Насколько часто случаются инциденты с банкоматами, в Нацбанке выяснить не удалось. Такая статистика там не ведется. Вместе с тем, как рассказали мне его специалисты, в рейтинге самых распространенных ЧП в работе банкоматов лидируют случаи, когда клиенты попросту забывают забрать «пластик» после проведенной операции. Также нередки и ситуации, когда человек, сняв деньги с карт–счета, замешкавшись, не успевает забрать их в окошке банкомата — купюры предательски уплывают обратно.

Ну а чем же завершилась история с нашим читателем? Мы связались с ним, и он рассказал, что деньги банк ему вернул. Речь шла о сумме, эквивалентной 200 долларам. «Я написал заявление, к которому специалисты в отделении банка приложили файл, взятый из банкомата, и отправили в Минск в расчетный центр, — говорит Сергей. — В этом файле, как мне рассказали, содержится информация о тех операциях, которые были проведены с этого аппарата за определенный промежуток времени. Как раз в тот день, когда истекал последний срок по оплате кредита, мне сообщили, что деньги возвращены». Вместе с тем, по его словам, ситуация, произошедшая с ним, заставила взглянуть на проблему «пластиковых» денег по–другому. «Я уже молчу о том, что в Ляховичах, где я живу, — городе с населением 10 тысяч человек, только один банкомат. Представьте, какие очереди возле него в день зарплаты. У меня возник другой вопрос. Раз уж мы вынуждены иметь дело с техникой, то почему на всю страну есть только один центр, где могут разрешить подобный инцидент?» Вопрос вполне резонный...

Впрочем, ситуация с обслуживанием пластиковых карт постепенно меняется. К примеру, РУП «Белпочта» давно и успешно этим тоже занимается. Причем не только во всех своих отделениях, которые работают городах или райцентрах. Приплюсуйте сюда как минимум 248 агрогородков... И это еще не вся информация. Зашел на сайт www.belpost.by. И в дополнение к вышесказанному узнал, что в 1.800 почтовых отделениях, расположенных в населенных пунктах, где нет банковских учреждений, владелец карточки может запросто получить весь спектр услуг. Такая вот кредитная история...

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter