Кредит потерянного доверия

Ввод в строй Ореховского льнозавода опаздывает почти на год

Введение в строй Ореховского льнозавода опаздывает почти на год

Сегодня на стройплощадке льноперерабатывающего предприятия шумно и многолюдно. Даже сложно себе представить, что еще в октябре, во время визита председателя КГК Александра Якобсона, здесь было затишье… По словам первого заместителя председателя Оршанского райисполкома Сергея Паца, сейчас на объекте ежедневно трудятся 150—180 человек. Для того чтобы выполнить поручение недавно побывавшего в Ореховске премьер-министра Михаила Мясниковича и соблюсти жесткие рамки установленных сроков, пришлось задействовать на возведении нового производственного цеха дополнительные силы.

— Изыскать трудовые ресурсы очень сложно, — объясняет директор управления капитального строительства Оршанского райисполкома Александр Прищепов. — В городе всего две стройорганизации и масса важных объектов. Параллельно с Ореховским льнозаводом строим кондитерскую фабрику «Сладкая страна», реконструируем льно- и мясоконсервный комбинаты, возводим крупное предприятие с итальянским капиталом…

Сроки, как отмечают мои собеседники, «уходят» везде. Аврал на одном объекте тут же тормозит реализацию проектов на других.

Да, авральный график работы чреват последствиями. Об этом и говорим с представителями генподрядчика, проектировщиками и другими заинтересованными лицами в ходе своеобразного круглого стола, состоявшегося на предприятии.

— Практически за полгода ввести в строй объект, строительство которого изначально было рассчитано на 13 месяцев, согласитесь, непросто, — отмечает главный инженер проекта из «Беллегпромпроекта» Вадим Сосновский. — Понимаем претензии, что звучат в наш адрес, но сегодня мы вынуждены вести проектирование параллельно строительству. Монтажники прямо из рук вырывают чертежи. Наша вина? Ее нет. Мы бы все сделали вовремя, если бы не перебои с финансированием. Полтора года работы на стройплощадке практически были заморожены. Нам задолжали за уже сделанное около полумиллиарда рублей. Заниматься проектированием в долг институт возможности не имел. Теперь вот и с котельной затянули — заказчик никак тендер не мог провести…

Определенные опасения есть и у главного инженера генподрядной организации ОАО «Лукомльэнергомонтаж» Александра Медюка. Экспертиза проектных решений, воплощаемых его специалистами в жизнь, проводится по факту их реализации. Практика показывает, что в этом случае строители не застрахованы от возможных переделок. Сейчас монтажники работают весь световой день без выходных, с финансированием и стройматериалами проблем нет.

— Если бы так было в 2012 году, когда закладывали фундамент, мы бы уже давно справили новоселье, — уверен Александр Владимирович. — Но работать-то, считай, начали лишь в декабре…

А вот молодой директор ОАО «Ореховский льнозавод» Юрий Скороход полон оптимизма. Он уверен в том, что к 1 мая новый цех и здание фильткамеры, где будет происходить очистка тресты от примесей, удастся построить. Не скрывает, что приезд премьер-министра поспособствовал активизации работ и обеспечению их финансирования. Правда, смысл «сдать в строй» Юрий Витальевич понимает немножко по-другому, чем Совмин. В протоколе поручений, подписанном Михаилом Мясниковичем, эта дата обозначена как последний срок завершения строительства производственного корпуса, монтажа технологического оборудования и ввода в эксплуатацию котельной. После этого нужно приступать к пусконаладочным работам. Тем не менее Юрий Скороход обещает запустить линию к сезону нового урожая, а задержку с тендером на котельную объясняет необходимостью более углубленного изучения ситуации. В тендере участвовали два претендента на поставку оборудования — белорусский и итальянский. Наш производитель позволял немного сэкономить, но качество товара вызвало сомнение. В итоге тендер выиграли итальянцы, а процедура его проведения затянулась.

Юрий Скороход не сомневается, что после завершения реконструкции дела сразу же пойдут в гору. Сегодня предприятие работает убыточно. В результате модернизации заводчане надеются достичь рентабельности в 30—35 процентов. Новый цех, а точнее новое предприятие, обойдется недешево — порядка 250 миллиардов рублей.

Одним словом, льнозаводу дается вторая жизнь. Правда, ее начало запаздывает уже сегодня. По первоначальному проекту современный высокопроизводительный цех по выпуску длинного и короткого волокна должен был вступить в строй еще в декабре минувшего года. Просрочка обошлась недешево. Ее последствия ОАО придется преодолевать еще очень долго, а потому и планировать, что новая линия окупится, как было оговорено бизнес-планом, в течение девяти с половиной лет, сейчас было бы слишком легкомысленно.

Так в чем же главная причина задержки реализации очень важного и очень нужного как стране, так и области, городу, самому предприятию инвестпроекта? К сожалению, мнения в этом вопросе расходятся. Участники круглого стола, как и специалисты комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Витебского облисполкома, утверждают: финансирование закупки линии для Ореховского завода было обеспечено, а вот о строительстве самого цеха, где ее нужно установить, все «забыли». В КГК эту версию оспаривают: переработчики сами не выполнили условия договора кредитования, что и нарушило дальнейшее сотрудничество ОАО с банком.

— Да, около полутора лет назад по централизованной закупке Министерством сельского хозяйства и продовольствия было приобретено дорого¬стоящее бельгийское оборудование для Ореховского льнозавода, — поясняет начальник управления контроля за работой агропромышленного и природоохранного комплексов КГК Витебской области Николай Хацкевич. — Льготный кредит под эти цели предприятию был выделен Белагропромбанком. В связи с тем, что задолженность по процентам оказалась просроченной, банк не имел возможности продолжать дальнейшее финансирование инвестпроекта. То есть строительство здания под уже закупленное оборудование, а также работа над проектно-сметной документацией оказались невозможными. Стоит отметить: часть процентов по кредиту в соответствии с договором должна была возмещаться из бюджета после их уплаты обществом. Однако только в октябре 2013 года по решению облисполкома из средств областного бюджета заводу была оказана помощь по оплате части процентов в сумме 9,4 миллиарда рублей. Теперь финансирование проекта идет через Банк развития, но, тем не менее, никто не снимает долгов заводчан перед Белагропромбанком…

Итак, на протяжении почти двух лет каждый месяц Ореховскому льнозаводу начисляется более чем миллиард рублей за пользование кредитом в то время, как купленное им оборудование пылится на складе. В равных долях эту задолженность погашают областной и республиканский бюджеты. Само предприятие обязано платить маржу, но не делает этого. На сегодняшний день его просроченная задолженность перед банком по процентам превышает 4 миллиарда рублей. Когда-то «просрочка» и послужила тормозом для всей цепочки финансирования, плюс отсутствие проектно-сметной документации, без которой банк просто не мог выделить деньги под строительство. Сейчас общая сумма долгов перед различными кредиторами — без малого 70 миллиардов рублей. А ведь через год после ввода цеха в строй завод, кроме той же маржи, будет вынужден гасить и основную сумму по кредиту.

Юрий Скороход сообщает «Р», что долги они не платят и пока платить не собираются. Да и откуда взять деньги, если объем денежной выручки в месяц не превышает 600 миллионов рублей? Счета заморожены, оборотных средств нет.

— Новому директору за 4 месяца удалось многое сделать, — считает первый заместитель председателя Оршанского райисполкома Сергей Пац. — Он организовал работу второй смены, почти вдвое увеличил штат предприятия, здесь регулярно стали выплачивать зарплату и рассчитываться за электроэнергию. Помогаем, чем можем…

Наверное, именно на это «помогаем» когда-то рассчитывали и прежнее руководство льнозавода, и те, кто занимал должности повыше. Все вместе они так и не смогли найти деньги на «первый шаг», который бы тогда, еще два года назад, и сдвинул весь маховик финансово-кредитной машины. Проще платить бешеные проценты… Не секрет, что сегодня многие предпочитают ждать халявы и в государственном финансировании, и в списании долгов. Вот так и превращаются привлекательные и перспективные, на первый взгляд, проекты в потерявшие всю свою экономическую актуальность прожекты.

…Сейчас государство вновь оказывает льнопереработчикам беспрецедентную поддержку. В результате использования Банком развития современных финансовых инструментов сама модернизация предприятия (а это около 200 миллиардов рублей) для завода безвозмездна. Кроме того, в Ореховске серьезно обновляется техпарк, предприятие получило 20 тонн импортных семян. Есть надежда, что будущий урожай оправдает надежды и по количеству, и по качеству сырья. Новый производственный цех в три раза увеличит мощности предприятия. Он позволит серьезно снизить энерго- и трудозатраты. Вместо 24 человек на линии смогут управляться всего 9. Насколько эффективно будут использованы очередные госпреференции? Это покажет время. Вот только нельзя не отметить, что бесценная часть их, к сожалению, безвозвратно утеряна еще на старте…

Фото: Елена БЕГУНОВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter