Кредит надо отрабатывать

Человек и его дело
Его 26–минутный фильм «О пропавших без вести», недавно показанный в столичном Доме кино, стал вторым на кинофестивале «Серебряный Витязь» и первым в молодежной секции Берлинского кинофестиваля. Философско–мистическая история о том, где могут оказаться пропавшие без вести люди, завоевала и другие призы на других фестивалях. Успех фильму предсказал еще учитель Субботина — кинорежиссер Михаил Пташук. Едва ли не за день до гибели, обсуждая монтаж ленты, сказал: «Переделаешь так, как советую, — фильм состоится...» Когда не стало Мастера, их режиссерский курс словно осиротел. Рушились, казалось, все жизненные планы. (Пташука звали в Голливуд снимать многосерийную картину, и он собирался забрать с собой «детей»: «Всем будет работа, учите английский!») Правда, Пташук за три года успел вложить в каждого из семерых по максимуму: планки и цели — самые высокие, отношение к себе и другим — самое требовательное и строгое. Иначе в кино, в режиссуре «не состоишься»...

С легкой руки Пташука Субботина на курсе звали Тарковским. Может быть, кому–то покажется не слишком скромным, но словам, сказанным Мастером, студенты верили безоговорочно... Первый «полет» Максима, увиденный Пташуком, случился на первых шести минутах киноэтюда «Бокал вина». О большом кино второкурснику тогда если и мечталось, то только во сне, в академии искусств он готовился стать телережиссером. К моменту встречи с Пташуком успешно показал себя сначала в музыкальной редакции Белорусского телевидения, затем в студии оформления эфира. Колесил с друзьями по студенческим международным фестивалям (тогда такие поездки еще финансировались академией), на которых побеждал со своими работами. Он пробовал себя — и понимал: чужое. Начал самостоятельно изучать историю кино, и, наверное, случайная встреча с Пташуком на плановом просмотре киноэтюда на самом деле случайной не была. Максим получил приглашение Пташука продолжить учебу у него и во второй раз пошел учиться на второй курс, который тот вел...

Сегодня 26–летний Максим Субботин по–прежнему делает короткометражное кино. Еще он — режиссер известных роликов, социальных и рекламных, музыкальных клипов, продюсер созданной им же музыкальной группы. При этом о большом кино — как он верит, истинном деле его жизни — не забывает ни на день: «Тот кредит доверия, который я получил от Михаила Николаевича, обязан отработать».

— Максим, а ваши рекламные ролики, которые каждый день на телеэкране, насколько они все–таки «ваши»?

— Да не очень «мои», это точно. По крайней мере, такие понятия, как «целевая аудитория», «заказчик», родными мне не стали. Работать с актерами на уровне «тут ты удивись, тут изобрази радость...» достаточно скучно. Хотя за ролики мне не стыдно. Я с ними показывался в Москве и не раз получал приглашения поработать на главных российских телеканалах, на «России» даже пробовал делать это целых три месяца. Было и интересное сотрудничество с ОНТ в проектах «Советская Белоруссия», «История Победы» и проекте, посвященном 9 Мая... Все это помогает держать себя в форме, помогает лишний раз проверить, что ты можешь, а не просто мечтаешь и ждешь большого кино... Вообще, последние пять лет — это бешеная гонка за тем, чтобы зваться режиссером и не изменить профессии и себе. Мы остались без Михаила Николаевича и оказались никому не нужны. Когда в год в стране снимается 4 — 5 картин, молодым пробиться на экран крайне тяжело... Сейчас на нашей киностудии «Беларусьфильм» — новое руководство и появились определенные надежды. Свои заявки мы отдали на рассмотрение. Ждем, надеемся. Нельзя же, в конце концов, работать, как ни грустно это прозвучит, с «видом на жительство» в Москве...

— А в российской столице неужели кого–то ждут?..

— По крайней мере, начать с работы вторым режиссером на каком–нибудь сериале можно запросто. Я общаюсь с коллегами в Москве, Питере и знаю: творческих кадров не хватает катастрофически. А наша школа — мнение многих российских профессионалов — была высшего класса. Но последний раз режиссеров кино в нашей академии искусств выпустили 10 лет назад... Пусть не покажется вам смешным, но уже сегодня я сам мечтаю набрать курс толковых ребят. Не потому, что я такой умный–заумный, просто очень хочется передать действительно молодым людям свои знания. Как передавал их нам, не жалея сил и времени, Пташук. Сегодня же, увы, многим «молодым» белорусским кинематографистам по 40 — 50 лет, а в этом возрасте пора снимать отнюдь не дебютные картины.

— Уверенности в своих силах тоже научились у Михаила Николаевича?

— Когда после школы решился поступать в академию искусств, шансов у меня не было — как сейчас понимаю — никаких. Ну умел мальчик в руках держать фото– и кинокамеру (спасибо папе, который подарил ее в 8–м классе), ну снимал домашнее кино о жизни подъезда, школы... При поступлении мне предложили отправиться за жизненным опытом: «Сходи в армию, женись, роди пару детей, разведись — и тогда приходи...» Слезно пообещал все наверстать и... поступил, в самую последнюю очередь, на платное отделение. За «шанс» по сей день благодарен моему педагогу Владимиру Павловичу Забелло. Потом в учебе я рванул так, что уже на втором курсе стал получать президентскую стипендию и тем самым «реабилитировался» в семье за первый «платный» год. Труднее всего давалось, помню, актерское мастерство. Я–то был готов взять в руки мегафон и командовать массовкой, а два года пришлось делать немые пластические этюды о кошечках–собачках (зато осознал природу творчества, импровизации, что очень помогает теперь в работе с артистами). Так что, как видите, к уверенности в себе шел постепенно...

А вот чему действительно научился у Пташука — так это режиссерской хватке и, безусловно, некоей пробивной силе. Понимаете, он был, как бронепоезд, тянул за собой курс. И мы, «вагончики», тоже получили свой разгон... Он учил своим конкретным примером, своим отношением к любимому делу. Объяснял, кто чего стоит на съемочной площадке, как с кем обращаться. А как забыть сказанное им же на первой лекции: «С актрисами не спать, с группой не пить. Объясню потом»? Если вдруг забудешь — тут же наступишь на грабли...

— Вскользь вы упомянули о заявке на игровой фильм, которая дожидается своего часа на «Беларусьфильме». Не расскажете, о каком фильме идет речь?

— Его рабочее название — «День Победы». Ветеран Великой Отечественной, бывший узник концлагеря получает компенсацию от правительства Германии — две тысячи евро. Он решает отремонтировать на эти деньги свою раритетную «Победу» и отправиться на ней в столицу как раз в День Победы. У молодого человека, которого ветеран приглашает отремонтировать авто, на эти деньги совсем другие планы. Сценарий достаточно острый, философский — об истинной цене Победы... Известный российский актер Алексей Чадов, познакомившись со сценарием, дал свое согласие на участие в картине. Фильм может «вырасти» до полнометражного. А я жду решения киностудии с особой надеждой — эта киноистория как дань памяти моему родному деду, бежавшему из концлагеря...

— Сценарий, судя по всему, о выборе, которому всегда есть место в человеческой жизни. Стало быть, вас, Максим, волнуют в кино не только фантастично–мистические вещи, которые до сих пор вдохновляли вас на творчество...

— Что вы, я достаточно социальный человек! Хотя честно признаюсь, когда я только мечтал стать кинорежиссером, даже не предполагал всей глубины профессии. Это теперь понимаю, сколько было не увидено, не прочитано, сколько надо накопить интеллектуального багажа, чтобы быть достойным своего дела! Это ведь так ответственно — вынести на большой экран какую–то идею, тему, проблему... В моем авторском портфеле есть социальные сценарии, которые, надеюсь, будут реализованы на экране. Четыре года посвящено чернобыльской теме — я встречался с огромным числом людей, изучал уникальный материал, стал ну если и не специалистом, то уж точно знатоком в области ядерной энергетики. Сценарий игрового фильма написан, и хотя первоначально думалось сделать фильм к 20–летию катастрофы, дай Бог сделать фильм лет через тридцать. Бюджет фильма — не копеечный... Наверное, всему свое время, хотя, конечно же, хочется, чтобы все планы сбылись, причем чтобы это случилось здесь, в Беларуси.

— Если с клипами–роликами в вашей жизни все более–менее ясно — все–таки это близко вашей профессии, — то как быть с музыкальным продюсированием? Песни вашей группы уже звучат по радио, вот–вот — премьера на «Серебряном граммофоне» и презентация в одном из столичных клубов. Сами еще не запели, Максим?

— Пока нет, хотя говорят, что у меня неплохо получается. Зато сам пишу тексты... Скрывать не хочу, музыка была и есть со мной всегда. Начинаю что–то снимать — непременно кручу в голове некую мелодию, на которую ложится монтаж... С музыкальным опытом, а точнее, с продюсированием, все просто. В кино от задумки до воплощения в жизнь проходят порой годы, а то и десятилетия. Здесь может хватить даже дня. Это очень динамично и увлекательно! Группе «NASHA» скоро год, и на середину февраля запланированы наши первые гастроли в Бресте, Гомеле. Пожелайте нам удачи!

— Желаю!..
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter